В конце 2018 г. в стенах Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН состоялась интересная дискуссия, посвященная общественным движениям коренных народов Якутии. Одним из вопросов стало обсуждение причин «живучести» АКМНС РС(Я), сохранения им своих позиций, при том, что многие общественные организации периода конца 1980-х годов или фактически прекратили свою деятельность (Конгресс народа Саха), или формализовались и практически стали структурными подразделениями органов власти (Ассамблея народов Якутии), или, перейдя в протестную активность, потеряли работоспособность и полезность для той части населения, интересы которой они выражали (Радикал), и т.д. В итоге большинство участников пришло к выводу, что Ассоциация сохраняет свою актуальность благодаря тому, что она ставит в центр своей работы самые злободневные вопросы жизни коренных малочисленных народов Севера, находится на острие защиты прав северян.
Да, жизнь постоянно ставит перед нашей организацией различные вызовы, с большинством из которым ей удается справиться.
В последние годы звучало мнение, что АКМНС РС(Я) все больше становится официальной, происходит ее слияние с органами власти. Действительно, часть актива работает в представительных и исполнительных органах власти как на местах, так и на республиканском уровне. Однако, большинство наших людей работают не за кресло, а защищают интересы своих соплеменников. Также создано ряд общественных структур при органах власти, такие как Совет по вопросам КМНС при Главе республики, Совет по языковой политике, Экспертный Совет этнологической экспертизы и др., в состав которых входят многие лидеры наших организаций. И там наши представители также поднимают проблемные вопросы, обсуждают и находят пути их решения.
Другая опасность — почивать на лаврах и фактически прекратить свою деятельность. С некоторыми общественными организациями наших народов, к сожалению, такое случилось, есть и те, которые так и не начали полноценно работать. Думаю, АКМНС РС(Я) нашла выход из этой угрозы в разнообразии структурных форм деятельности, оставаясь зонтичной организацией: этнические Ассоциации самостоятельны, существует сеть районных (улусных), наслежных отделений, автономных в своей деятельности, есть и различные организации по направлениям работы, например, Совет старейшин, Молодежный Совет, Союз общин и т.д., которые также независимо, с той или иной мерой успешности, ведут свою работу.
Подведу итог основным результатам деятельности АКМНС РС(Я) за прошедший год, который оказался достаточно значимым и непростым для нашей Ассоциации.
Организационно важнейшим событием стало проведение VII съезда коренных малочисленных народов Севера Якутии в марте с.г. Программа его была насыщенной и разнообразной, обсуждение некоторых проблем было неформальным, ставились и острые вопросы, состоялся серьезный разговор о будущем развитии народов Севера. Данный съезд показал роль и значение Ассоциации в общественной жизни республики, его авторитет у органов власти. Итогами съезда стали переизбрание Президентом Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Якутии народного писателя Якутии Андрея Васильевича Кривошапкина, принятие обращений к Президенту России В.В. Путину и органам власти республики, программным документом стала Декларация коренных малочисленных народов Севера Якутии.
Смена главы республики и последовавшая за этим реорганизация структуры исполнительных органов власти, а затем и выборы, стали испытанием для организации, проверкой устойчивости завоеванных позиций.
Уже в августе в рамках мероприятий Дня коренных народов мира состоялась встреча актива и Молодежного Совета с вр.и.о. Главы республики А.С. Николаевым, на которой он заверил в преемственности политики поддержки прав КМНС республики. А прошедшие выборы народных депутатов в Госсобрание (Ил Тумэн) укрепили позиции северян в нем.
Однако некоторые изменения вызвали нашу озабоченность. Так, негативную оценку получила ликвидация отдельного исполнительного органа власти, ответственной за взаимодействие с коренными малочисленными народами Севера и реализацию госполитики в отношении них. Обращения лидеров Ассоциации по этому поводу были учтены и в конце года вышел указ о создании Министерства по развитию Арктики и делам КМНС. Ассоциация обратила внимание и на приостановление деятельности общественных консультативных органов — каналов связи и диалога с властью. После этого произошли встречи актива Ассоциации с руководством Правительства (К.Е. Бычковым, О.В. Балабкиной) и Администрацией Главы и Правительства (Ф.М. Борисовым, П.В. Семеновым, Е.Н. Федоровым, М.Э. Слепцовым). В конце года состоялось заседание Экспертного Совета этнологической экспертизы под руководством А.З. Колодезникова, начался процесс формирования нового состава Совета по вопросам КМНС и Совета по развитию языков. Важным итогом года стал выход Распоряжения Правительства РС(Я) «О 30-летии со дня образования Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)», подписанный В.В. Солодовым. Все вышесказанное продемонстрировало незыблемость позиции и авторитета АКМНС РС(Я).
По-прежнему, одним из важнейших направлений работы оставалась законотворческая деятельность. Основное внимание привлекали федеральные законопроекты, большинство из которых, к сожалению, только ухудшали нынешние позиции КМНС.
Так, проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» предполагал вывести ТТП из категории особо охраняемых территорий, ликвидировал ТТП регионального и местного уровня, усложнял порядок образования ТТП КМНС и ряд еще некоторых нововведений. Изменения в закон об общинах КМНС предлагали запретить членам общин быть учредителями иных общественных организаций, а законопроект об этнологической экспертизе относил к предмету экспертизы только объекты нематериального культурного наследия. Усилия Е.Х. Голомаревой при поддержке экспертов из числа актива АКМНС РС(Я) помогли отвергнуть данные поправки.
Не удалось остановить принятие законопроекта об унификации терминологии, связанной с коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока, который сузил действия существующих законов только Перечнем мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМНС, а хозяйственную деятельность общин — только традиционной хозяйственной деятельностью.
Серьезные баталии последние два года продолжаются вокруг т. н. Реестра КМНС. Данный Реестр ограничивает право на отнесение себя к КМНС следующими условиями: 1) постоянным проживанием в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, включенных в Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, 2) ведением традиционного образа жизни, 3) занятием традиционными промыслами, которые при этом являются единственным источником жизнеобеспечения. В таких формулировках абсолютное большинство представителей КМНС потеряют право называться представителями народов Севера. При этом даже тем, кто будет соответствовать этим критериям, надо будет проходить сложные бюрократические процедуры.
Одним из главных достижений прошедшего года в части законодательного обеспечения прав коренных народов на федеральном уровне является сохранение за КМНС прежних возрастных рамок выхода на пенсию. Данное достижение предполагает скорейшее решение проблемы документального подтверждения своей принадлежности к КМНС.
Главными достижениями в защите прав КМНС в нашей республике в 2018 г. стали принятие Закона «Об ответственном недропользовании», внесение в КОАП республики санкций за несоблюдение закона об этнологической экспертизе и создание Ассамблеи депутатов коренных малочисленных народов Севера РС(Я). Закон об ответственном недропользовании закрепил правовые механизмы оценки социальных и экологических проектов недропользователей, информирования заинтересованной общественности о результатах такой оценки, мониторинга ответственного недропользования и составление ежегодного рейтинга недропользователей. В указанном законе определены разные формы взаимодействия недропользователей и коренных малочисленных народов Севера в виде переговоров, консультаций, соглашений и др.
В течение всего года Ассоциация реализовывала Грант Президента РФ «Диалог коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) с промышленными компаниями». В рамках реализации гранта были проведены семинары, круглые столы, консультации в 31 населенном пункте в 14 районах республики, которые охватили более 1000 человек, издано методическое пособие по организации работы ТТП и расширению участия КМНС в процедурах этнологической экспертизы.
Конечно, Ассоциация проводит огромную работу и по другим направлениям, достаточно упомянуть, что за прошедший год написано более 200 писем в разные инстанции, даны ответы и консультации по 178 обращениям, проведено более 40 заседаний Координационного Совета АКМНС и актива. Но основная роль в решении практических вопросов возложена на этнические Ассоциации и иные общественные организации северян, АКМНС РС(Я) же больше сконцентрирован на представление интересов КМНС во взаимоотношениях с международными организациями, федеральными и республиканскими органами власти, в обеспечении деятельности общественных организаций КМНС и законодательном обеспечении защиты прав народов Севера.
В.И. Шадрин, вице-президент АКМНС РС(Я)
© Ассоциация КМНС Республика Саха (Якутия)
Читайте также:
О деятельности Ассоциации юкагиров Республики Саха (Якутия) за 2018 год
Отчет Совета старейшин юкагирского народа за 2018 год
Сегодня в Гостиной Дома дружбы народов Ассоциация поздравляла юбиляров
Лидеры молодежи встретились со студентами
Актив Ассоциации КМНС Якутии встретился с вице-премьером правительства республики
По какому адресу пройдет онлайн форум? Где ссылки?