27 февраля в Арктическом государственном институте искусства и культуры по инициативе Ассоциации юкагиров РС (Я) состоялся вечер, посвященный 160-летию известного этнографа, ученого, основоположника юкагироведения В.И. Иохельсона.
Зинаида Ивановна Иванова-Унарова., канд. искусствоведения, рассказала о жизни и деятельности Владимира Ильича Иохельсона, о своей работе с мужем Владимиром Харлампьевичем Унаровым над переводом труда В.И. Иохельсона «Юкагиры и юкагиризированные тунгусы», о своем последнем посещении Американского музея естественной истории и работе над коллекциями Иохельсона.
Гавлил Николаевич Курилов., д.ф.н., поэт, общественный деятель, поделился своими воспоминаниями и рассказал о некоторых материалах В.И. Иохельсона, собранных на Нижней Колыме в 1902 г. Панна Егоровна Прокопьева., к.п.н., сделала сообщение о Коркодонской группе лесных юкагиров. Самона Николаевна Курилова., к.ф.н., дала обзор современных научных исследованиях в области юкагирского языка и культуры в ИГИиПМНС СО РАН. Максим Юрьевич Чепрасов., к.б.н., нс Музея мамонта СВФУ, остановился на традиционных мировоззрениях юкагиров, связанных с мамонтами, и проводимых научных исследованиях в этом направлении. Валентина Семеновна Акимова., к.и.н., познакомила с деятельностью общественных организаций юкагиров. Вячеслав Иванович Шадрин подвел итоги вечера и вручил гостям в дар настенные календари к 160-летию В.И. Иохельсона, изданные при поддержке администрации Верхнеколымского улуса.
Справка
Владимир Ильич Иохельсон (1855, Вильно — 2 ноября 1937, Нью-Йорк) — российский этнограф, основоположник юкагироведения, один из ведущих исследователей Севера, политический деятель.
За годы научной работы В. И. Иохельсон внес огромный вклад в исследование языка и к
ультуры якутов, коряков, ительменов, юкагиров, алеутов, собрал значительные коллекции, сохраняющие — наряду с его исследованиями — несомненную актуальность. Экспонаты, собранные В. И. Иохельсоном, до сих пор выставляются в Музее антропологии и этнографии в Петербурге.
Исследователь С.Б. Слободин считает, что «огромный научный потенциал содержат и его архивы, далеко не полностью изученные специалистами».
Наиболее глубокое исследование Иохельсон провел среди юкагиров, кочуя вместе с ними более двух лет (1895 - 1897). В результате он изучил два юкагирских языка, собрал словарь в 9000 слов, записал 150 текстов. Свои ежедневные наблюдения он записывал в полевом дневнике. В Американском музее естественной истории сохранился полевой дневник Иохельсона 1896 года, озаглавленный “Путевые записи № 3”. Этот редкий документ, содержащий огромную информацию по материальной и духовной культуре юкагиров, не потерял своего значения и сегодня. День за днем он записывал свои мысли и наблюдения, народные предания, сказки и мифы, вел метеорологические наблюдения, статистику населения, составлял алфавит, изучал время прилета птиц и т.д. Ему было интересно знать как сохраняется род, этническая чистота нации. Поэтому записывал роды, семьи, национальность супругов, сколько детей в семье и т.д. Дневник еще не публиковался; он трудно поддается расшифровке, поскольку запись велась в полевых условиях мелким специфическим почерком со старинным “ять”. Впервые этнографический материал о юкагирах, собранный в Сибиряковской экспедиции, Иохельсон опубликовал в очерке “По рекам Ясачной и Коркодону”.
Йохельсон был участником Джезуповской Северо-Тихоокеанской экспедиции, первой крупной экспедиции Американского Музея Естественной Истории на северо-западное побережье Тихого океана и далее вглубь Азии. Целью экспедиции была проверка теории, что индейцы (Native Americans) впервые пришли в Северную Америку через Берингов пролив из северо-восточной части Сибири несколько тысяч лет назад. Благодаря труду таких людей как Йохельсон и многих других антропологов, работающих сегодня, мы можем оценить многообразие культур, населяющих этот регион. (Источник: http://www.yakutskhistory.net)
© Ассоциация КМНС Республика Саха (Якутия)
По какому адресу пройдет онлайн форум? Где ссылки?