Распоряжение Правительства РФ от 8 мая 2009 года №631-р «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ и перечня видов их традиционной хозяйственной деятельности» – подзаконный акт Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».
На личной встрече в Москве в Федеральном агентстве по делам национальностей (ФАДН) Виктор Косенков, заместитель начальника Управления государственной политики в сфере межнациональных отношений, при обсуждении 631-р распоряжения обратил моё внимание на перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Якутии. Как заметил Виктор Викторович, наше перечисление занимает целых 2 страницы, в сравнении с другими регионами это самый длинный список. Здесь расписаны 70 населенных пунктов республики! А также посетовал, что Якутия долгое время не может правильно оформить обоснования на изменения в распоряжение.
Вот что сказал по этому поводу 8 апреля на общественных слушаниях в селе Хатыстыр Беллетского эвенкийского национального наслега Алданского района заместитель руководителя Группы правовой экспертизы Минэкологии РС (Я) Михаил Николаев: «Данные места традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности были установлены в свое время республиканским законом о местах компактного проживания в пределах 70 населенных пунктов. В распоряжение №631 на основании этого закона были внесены как раз эти 70 населенных пунктов, не районов. На тот момент мы со стороны республики чуть-чуть неправильно подошли к решению данного вопроса. Тогда как наши соседние регионы – Хабаровский край, Красноярский край, внесли в эти места фактически территории районов, то есть они в расширенном понимании реализуют свои права. Министерство Арктики занимается этим вопросом порядка нескольких лет. На федеральном уровне не могут или не хотят расширить места традиционного проживания в пределах районов». Читайте здесь: “Законопроект об охоте коренных малочисленных народов Севера”
К сведению, Михаил Робертович Николаев имеет прямое отношение к работе над этим документом, в те годы он являлся руководителем отдела по вопросам коренных малочисленных народов Севера Департамента по делам народов и федеративным отношениям РС (Я). Хочу повторить слова Михаила Робертовича: «На тот момент мы со стороны республики чуть-чуть неправильно подошли к решению данного вопроса». Разве это мелочная ошибка, раз с 2010 года не исправляется?!
Про эту масштабную ошибку написала Любовь Христофорова: «В Якутии на то время уже работал закон «О местах компактного проживания…», в котором были указаны 70 населенных пунктов проживания коренных малочисленных народов на территории Якутии. И никак не «мудрствуя», именно тот перечень и направило региональное правительство в Москву. Заметьте разницу: «МЕСТА компактного проживания» Якутии и «МЕСТА традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности», запрошенные федеральным центром, и оцените масштаб ошибки, совершенной в свое время исполнительным органом власти, курировавшим вопросы коренных народов Севера. И уже потом, осознав свою ошибку, начиная с 2010 года, республика за подписью первых лиц региона направляет письма в Правительство РФ о необходимости внесения изменений в 631 распоряжение, но до сегодняшнего дня изменения не внесены». Читайте здесь: “К проекту закона об охоте”
«Первоначально, при начале разработки законопроекта, представитель рабочей группы Минэкологии Николаев Михаил Робертович заявил, что они делают проект с целью исключить такие случаи, как со Степаном Пахомовым, чтоб представители коренных малочисленных народов Севера могли реализовать свое право, гарантированное статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2009 года №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», – акцентирует Любовь Викторовна.
Как видите, человеческий фактор стал причиной глобальной проблемы коренных малочисленных народов Якутии, которая на протяжении 15 лет не может разрешиться. И на основании неверного документа был вынесен судебный приговор в отношении алданских охотников-эвенков Степана Пахомова и Ивана Сосина. Затем цепной реакцией повлек другие беды, итогом которых стала гибель Степана на специальной военной операции на территории Украины. Читайте здесь: “Права коренных народов Севера: 5 лет борьбы за право свободной охоты”
1 октября на телеканале «НВК Саха» в прямом эфире вышла еженедельная передача «Олох үѳhүгэр». Темой разговора стали вопросы охотничьего хозяйства коренных малочисленных народов Севера. Участвовали сотрудники Министерства экологии Якутии. Тогда я впервые услышала от представителей госструктур компетентные ответы. Читайте здесь: “Борьба за законное право свободной охоты коренных малочисленных народов праведна”
Владимир Решетников, руководитель Департамента охоты и сохранения охотничьих ресурсов, пояснил, что в Распоряжении Правительства РФ №631-р «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации» таковыми указаны лишь территории населенных пунктов. В соответствии с данным распоряжением, получается, что охота в целях ведения традиционного образа жизни КМНС должна производиться внутри границ сельских поселений, а по выходу из-за границ она незаконна. Это изначально является неправильным определением и сам документ неверен.
На мой вопрос ответил Михаил Робертович. Вопрос звучал так: «На общедоступных охотничьих угодьях представители коренных малочисленных народов Севера могут охотиться на льготных условиях, то есть воспользоваться правом на свободную охоту?». Главное для меня из ответа Николаева: «… охота в целях ведения традиционного образа жизни… в соответствии со статьей 19 Федерального закона «Об охоте…»… на общедоступных охотничьих угодьях… разрешена…».
А сейчас Михаил Николаев продвигает законопроект по охоте КМНС, согласно которому, охота коренных малочисленных народов Севера будет ограничена территориями традиционного природопользования (ТТП). Данный проект закона, прошедший в первом чтении в Госсобрании РС (Я) (Ил Тумэн), не соответствует федеральному законодательству!
Распоряжение Правительства РФ №631-р «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации» не ограничивает данную охоту местами традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. Статьей 19 Федерального закона «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется лицами, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, и их общинами свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления. Традиционная охота может осуществляться в закрепленных и общедоступных охотничьих угодьях.
В разговоре с Виктором Викторовичем Косенковым (ФАДН) я предположила, что наши земляки так торопились быть первыми, что долго не думая, отправили то, что было. Мое предположение подтверждается Любовь Христофоровой.
В данное время ни в одном субъекте России еще не издан измененный закон об охоте коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Уважаемые депутаты Государственного Собрания
(Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
Убедительно прошу не спешить в принятии изменений в Закон РС (Я) «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов», а именно статьи 13.1. «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности». Не зря народная мудрость гласит: «Семь раз отмерь, один – отрежь». Помните, от вашей работы зависят судьбы людей!
Ирина Спиридонова, Илкэн
© Ассоциация КМНС Республика Саха (Якутия)
Ссылки по теме:
Права коренных народов Севера: 5 лет борьбы за право свободной охоты
Ответ федерального ведомства опровергает несправедливый приговор по отношению к алданским охотникам
Открытое обращение коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ
Сказ про то, как из эвенка преступника сделали
Обращение к президенту России по “делу алданских охотников”
У коренных малочисленных народов постепенно отбирают права
Степан Пахомов: Мы верим, правда на нашей стороне
С алданского охотника Верховный суд Якутии отменил приговор по одной из двух уголовных статей
О резонансных делах, за которыми следила газета «Илкэн»
Зачем рыболовов и охотников из числа коренных народов Севера преднамеренно превращают в уголовников?
Под прицелом охотники Алданского района
Дневник суда алданских охотников-эвенков