Сказ про то, как из эвенка преступника сделали

В маленьком эвенкийском селе Хатыстыр Алданского района Республики Саха (Якутия) живет коренной житель, эвенк Степан Пахомов. Была у него крепкая семья: жена - умница, красавица Ирина, дочка-ангелочек и сыночек-молоточек. В любви и согласии детей вырастили, те свои семьи завели, трёх внуков им подарили.

Степан - потомственный оленевод и охотник. Был таковым… до определенного времени. На родовой земле Павловых-Пахомовых свободно охотился, обычаи и традиции предков соблюдал. Не только свою семью, но и родственников жены мясом обеспечивал.

Жили, не тужили Степан с Ириной, политикой не интересовались, о своих правах не задумывались. Знали, что льготы для коренных малочисленных народов Севера есть, и этим довольствовались.

И вот однажды, 10 марта 2020 года, грянул гром среди ясного неба. Задержали полицейские Степана и друга его Ивана, с добытым мясом двух лосей. И завели на них уголовные дела. Тут важно добавить, что полиция дважды закрывала дело, но доблестные прокуроры довели-таки дело до суда. Органы объявили эвенкам, что свободно охотиться им можно только возле своего поселения.

Получается, границы земель для традиционной охоты: от свалки до кладбища и от дороги до горы напротив села. Что там можно добыть и чем семьи кормить?

Встали Степан с Ириной да Иван с ними на защиту права коренных малочисленных народов Севера на традиционную охоту на исконных землях своих предков. Немало мужей государевых помогают им. Сотни людей из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации следят за этой борьбой, потому как дело и их касается.

Государственная опека над малочисленными народами вроде есть, конституционные права и некие преференции для представителей этих народов как бы тоже есть, даже прописаны в федеральных законах. Есть также решение Конституционного суда Российской Федерации о праве лиц, относящихся к малочисленным народам, охотиться без особых на то разрешений. Но на деле ничего не работает! Возникает чувство, что законы, наоборот, созданы против нас.

Четыре года прошло. За это время много воды утекло, событий разных произошло.

8 сентября 2022 года Алданский районный суд вынес охотникам-эвенкам обвинительный приговор. И назначил наказания в виде лишения свободы условно с испытательным сроком. Не нашли они правды и в Верховном суде Республики Саха (Якутия), и в Девятом кассационном суде общей юрисдикции, и в Верховном суде Российской Федерации. Все суды подошли к делу формально, опираясь на материалы суда первой инстанции.

Степана на малую родину золотари не пускают, три поста охранных приказ выполняют. Не дают воздухом родным подышать, оленей посмотреть. Задыхается без тайги друг наш Степан, в тоску и печаль впал, выпивать много стал. Жена Ирина не выдержала, уехала от него. Но в борьбе не оставляет, начатое дело продолжает.

Степан пуще прежнего удручён, места себе не найдёт. Как-то привёз ружья свои в Алдан, чтобы сдать в полицию. Да не донёс, выпил с горя. Полицейские забрали ружья из квартиры, вновь уголовное дело завели. Теперь Степану реальный срок светит.

Так простого эвенка, потомственного охотника Степана Пахомова довели почти до психического расстройства. И за обычную охоту на исконной земле своих предков, за ведение традиционного образа жизни сделали из него преступника.

Вот такая история, к сожалению, имеет место быть в наши дни.

 

Татьяна Баишева

с. Хатыстыр, Алданский район, май 2024 года

 

© Ассоциация КМНС Республики Саха (Якутия)

 

Ссылки по теме:

Обращение к президенту России по “делу алданских охотников”

У коренных малочисленных народов постепенно отбирают права

Степан Пахомов: Мы верим, правда на нашей стороне

С алданского охотника Верховный суд Якутии отменил приговор по одной из двух уголовных статей

О резонансных делах, за которыми следила газета «Илкэн»

Зачем рыболовов и охотников из числа коренных народов Севера преднамеренно превращают в уголовников?

 

 

Похожие записи:
Оставьте свой комментарий!

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.



Яндекс.Метрика