Открытое обращение к Ледкову Григорию Петровичу, сенатору РФ, Президенту Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ
Меня зовут Анжелика Степановна Андреева, я родом из села Хатыстыр Беллетского эвенкийского национального наслега Алданского района Республики Саха (Якутия). Мои родители - Пахомов Степан Егорович и Спиридонова Ирина Егоровна. В последние четыре года их имена периодически появляются в социальных медиа в связи с уголовным преследованием отца, получившим широкую известность как «дело алданских охотников-эвенков». А мама все эти годы защищает его и освещает в интернете движение дела.
Почему делается акцент на национальности «эвенк»? У представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации есть право свободной охоты на территории традиционного проживания, гарантированное Конституцией и федеральными законами Российской Федерации.
10 марта 2020 года сотрудники полиции задержали моего отца и двух его друзей с добытым мясом двух лосей. Предоставленные документы, доказывающие отношение к коренным малочисленным народам Севера, полицейскими были проигнорированы. На двоих задержанных завели уголовные дела.
Местность охоты – малая родина отца. Он родился там и вырос, жил по обычаям предков и работал. Сколько себя помню, папа всегда вёл традиционный образ жизни оленеводов и охотников, постоянно проживал в тайге. На родовой территории находятся могилы его прадедов. До прошлого года там жили близкие родственники отца. Ранее мы семьей ездили на стадо. Поэтому знаем, как непросто живут оленеводы. В тайге нет ни магазинов, ни столовых и т.п. Кочевники с большим трудом добывают себе пропитание, в том числе мясо.
Для нашей семьи мясо является традиционной пищей, составляет основной рацион. Папа обеспечивал мясом не только нас, наши семьи, но и родственников, в семьях которых нет охотников. Раньше на охоте добывал для питания на небольшой отрезок времени. Сейчас у всех есть морозильные камеры, можем сохранить на длительный период.
С 2002 года территория родовых земель отца была разграничена. Конкретно место охоты обозначено как общедоступные охотничьи угодья.
В защиту алданских охотников-эвенков выступали многие правозащитники Якутии и России. Мама много раз обращалась в различные органы власти, в том числе, федерального уровня. Два раза писала Президенту Российской Федерации Путину В.В.
8 сентября 2022 года Алданский районный суд вынес охотникам-эвенкам обвинительный приговор. И назначил наказания в виде лишения свободы условно с испытательным сроком. Не поддержали эвенков и в Верховном суде Республики Саха (Якутия), и в Девятом кассационном суде общей юрисдикции, и в Верховном суде Российской Федерации.
С каждым новым судом отец расстраивался, всё меньше верил в справедливость правосудия и всё больше впадал в депрессию. К тому же, ему запретили ездить на малую родину. На пути три охранных поста старательских артелей «Селигдар» и «Прогресс». Охранникам, которые раньше видели в нем хозяина родового места и беспрепятственно пропускали, поступил строгий приказ не впускать Пахомова.
У папы пропал интерес к жизни, он стал много выпивать. Мама всячески старалась помочь ему преодолеть зависимость, но, в конце концов, и она не выдержала, в мае 2023 года уехала от него. Родители развелись.… Несмотря на это, мама до сих пор продолжает защищать отца и бороться за право свободной охоты коренных малочисленных народов Севера.
5 апреля 2023 года вступил в законную силу приговор Алданского районного суда РС (Я). У охотников аннулировали охотбилеты, лицензионные разрешения на оружия, изъяли зарегистрированные ружья, наложили на обоих штраф в 160 000 рублей. Но постановлением судебного пристава взыскание штрафа проводится солидарно, основной плательщик мой отец.
В ноябре 2023 года отец приехал в Алдан сдавать ружья. С горя выпил, не сразу сдал. Полицейские по вызову соседей сами забрали ружья из арендованной квартиры, завели новое уголовное дело.
21 июня 2024 года Алданский районный суд РС (Я) приговорил отца к 5,5 годам реального лишения свободы, он был взят под стражу в зале суда.
27 августа 2024 года состоялось заседание Верховного суда РС (Я) по апелляции. Суд изменил срок лишения свободы, снизив его на 2 месяца, в связи с неправильным применением уголовного закона.
Вот так бездушное «правосудие» сделало из моего отца, потомственного оленевода и охотника Степана Пахомова преступника, за традиционную охоту на родовой земле. Он проведет в тюрьме 5 лет 4 месяца. Уголовное преследование разрушило семью моих родителей, лишило моих детей любви и заботы дедушки.
Данный обвинительный приговор по незаконной охоте представителей коренных малочисленных народов вполне может стать плохим судебным прецедентом. Суд и прокуратура указали, что эвенки Алданского района могут свободно охотиться только в окрестностях сельских поселений (Хатыстыр, Угоян, Кутана), которые официально признаны территориями традиционного природопользования. Вы серьезно?! Окрестности села! Какая может быть традиционная охота?
Разве это не ущемление прав алданских эвенков на законную охоту на территории исконного проживания эвенков Алдана в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, декларируемого со всех трибун форумов, посвященных коренным народам?
Согласно Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов» и статьи 19 Федерального закона «Об охоте…», на землях различных категорий, в том числе на общедоступных охотничьих угодьях, представители КМНС в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, могут охотиться свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления.
Уважаемый Григорий Петрович!
В связи с этим, хочу открыто задать вопросы:
- Где и каким образом представители коренных малочисленных народов России могут реализовать своё право на ведение традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности?
- Что предпринимается для обеспечения этого права, подтвержденного Конституционным судом Российской Федерации по жалобе представителя саамского народа?
Убедительно прошу Вашего содействия в том, чтобы была принята в производство надзорная жалоба, пересмотрен обвинительный приговор и оправданы коренные жители Алданского района Республики Саха (Якутия) - эвенки Степан Пахомов и Иван Сосин.
Ибо не могут быть преступниками коренные жители Севера, живущие традиционной жизнью в экстремально суровых условиях, в отсутствии благ цивилизации!
Анжелика Андреева, г. Якутск
© Ассоциация КМНС Республики Саха (Якутия)
Ссылки по теме:
Сказ про то, как из эвенка преступника сделали
Обращение к президенту России по “делу алданских охотников”
У коренных малочисленных народов постепенно отбирают права
Степан Пахомов: Мы верим, правда на нашей стороне
С алданского охотника Верховный суд Якутии отменил приговор по одной из двух уголовных статей
О резонансных делах, за которыми следила газета «Илкэн»
Зачем рыболовов и охотников из числа коренных народов Севера преднамеренно превращают в уголовников?
По какому адресу пройдет онлайн форум? Где ссылки?