Андрей Кривошапкин: «Я работал честно, добросовестно, с полной отдачей сил…»

kriv_AVНа примере политической жизни Андрея Васильевича Кривошапкина видно, как много может сделать один человек - патриот, депутат, государственный деятель - для своего народа. Он с особым подходом, грамотно и компетентно ставил перед Президентом и Правительством республики сложнейшие вопросы жизни народов Севера и настойчиво добивался их положительного решения. По инициативе и при активном участии Андрея Васильевича, а также Комитета по проблемам Севера Государственного Собрания (Ил Тумэн), Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, которыми он руководил, приняты судьбоносные для Севера законы республики “О северном оленеводстве”, “Об охоте и охотничьем хозяйстве”, “О Суктуле юкагирского народа” и многие другие. Сегодня мы публикуем интервью с ним в полном объеме без сокращений.
- Андрей Васильевич, расскажите, в какой политической обстановке был образован наш парламент?
- Парламент Государственного Собрания республики возник после расстрела Верховного Совета России. Это был беспрецедентный, варварский случай в истории мирового парламентаризма. Не было на моей памяти еще такого прецедента, когда по приказу высшего руководителя страны расстреляли парламент. Об этом надо говорить прямо, особенно сейчас в свете происходящих на Украине событий, поскольку они эхом повторяют то, что было тогда в России, и показывают, как совершается государственный переворот.Во время переворота я оказался практически между небом и землей – без работы, без квартиры и без четких представлений, как сложится моя жизнь. Депутатов поставили вне закона. Парламент в республике был распущен. После разрушения старого государственного строя нужно было создавать новую модель управления. Так, 12 декабря 1993 года спонтанно было объявлено о проведении референдума о принятии Конституции РФ. В один срок с референдумом было принято Положение Бориса Ельцина о выборах в субъектах России. На основании этого вышел указ президента Якутии Михаила Николаева «О Законодательном Собрании РС (Я)». Состоялись выборы первого созыва Ил Тумэна. Помню, что я в последний момент включился в предвыборную кампанию, поскольку после расстрела парламента не планировал больше заниматься депутатской деятельностью, планировал предаться творческой работе. Но незаслуженное отношение к депутатам и членам Верховного Совета, которых в средствах массовой информации представляли как преступников, бандитов, называя врагами своей родины, меня не устраивало, и тем самым заставило вернуться к парламентской работе. Нельзя было в такой сложной ситуации самоустраняться, надо было смело идти вперед и доказать миру, что мы настоящие патриоты своей родины. Таким образом, мое намерение вернуться на политический олимп окрепло, и я был выдвинут в депутаты от нескольких районов, но выбрал Эвено-Бытантайский национальный район, поскольку там учился в школе, там остались мои друзья и родственники.

На первом заседании парламента, прошедшем в январе 1994 года, депутаты единогласно выступили за создание Государственного Собрания, а не за Законодательное Собрание, поскольку этот статус изначально ограничивал полномочия высшего представительного органа. Только специальный государственный статус позволил парламенту стать независимым от исполнительной власти.

Прошел ровно год после избрания меня депутатом, когда я был приглашен на личную встречу Председателем Палаты Республики Егором Михайловичем Ларионовым. Он предложил мне работу председателя Контрольного комитета Госсобрания (Ил Тумэн). Я сразу отказался, поскольку не являлся финансистом, а во-вторых, в то время у меня были сложные отношения с руководством республики, что вносило бы лишнюю напряженность в работу парламента, осложняя отношения между двумя ветвями власти из-за периодической конфронтации. Егор Михайлович согласился с моими доводами, однако в конце сессии неожиданно предложил стать постоянным представителем Государственного Собрания (Ил Тумэн) в Федеральном Собрании Российской Федерации. Депутаты поддержали меня тайным голосованием, и, таким образом, я нашел свое поле для деятельности, причем ранее хорошо мне знакомое, поскольку был в свое время народным депутатом РСФСР и членом Верховного Совета РСФСР.

- Что Вам запомнилось на посту постоянного представителя парламента республики в Федеральном Собрании, какие моменты в работе хотели бы выделить?

- Работа постоянным представителем - это знаковая веха в моей политической биографии. В своей деятельности я использовал творческий подход, поскольку это был первый опыт работы в подобном формате. Ни у одного Госсобрания не было раньше своего представителя в то время, мы были первооткрывателями. Наш опыт переняли парламенты других субъектов Российской Федерации и тоже начали направлять своих представителей. Правда, их было немного. Я постоянно сотрудничал с комитетами Государственной Думы, комиссиями Совета Федерации. Поддерживал тесный контакт с Председателями Госдумы и Совета Федерации, они принимали меня по важным вопросам, стоящим перед республикой, поэтому работа шла хорошо. Я добросовестно и внимательно относился к вопросам самих народных депутатов, когда они приезжали в Москву. Создавал им рабочие условия для решения насущных задач, договаривался о встречах в комитетах Госдумы.

Однако был в моей практике и нелицеприятный момент. Народный депутат Палаты Республики Владимир Николаев как-то сказал на сессии, что «мне это представительство парламента в Федеральном Собрании не нужно». Но после командировки в Москву и Турцию, он круто изменил свое мнение о представительстве и обо мне, в частности, поскольку все вопросы, с которыми он приехал, были решены. И уже на следующем пленарном заседании, выступая перед депутатами, сказал, что иметь свое представительство в Федеральном Собрании, оказывается, большое дело и, извинившись, забрал ранее сказанные слова о бесполезности обратно. Находясь на посту постоянного представителя парламента республики, я дважды организовывал проведение Дней Государственного Собрания (Ил Тумэн) в Федеральном Собрании. Это была моя инициатива, которую поддержало руководство парламента, а именно Егор Михайлович Ларионов (Председатель Палаты Республики) и Афанасий Петрович Илларионов (Председатель Палаты Представителей). Оба были толковые руководители. Наши парламентарии приехали, установили связи, наладили контакты, и все были довольны, так как мероприятия прошли на высшем уровне.

Позже, во втором созыве, вновь прошли Дни нашего парламента в Москве. Кроме этого, удалось организовать встречу Василия Васильевича Филиппова, Председателя Палаты Республики с Егором Семеновичем Строевым, Председателем Совета Федерации и по совместительству главой Орловской области, в результате, на основании их договоренностей, были проведены Дни Палаты Республики в Орловской области. Это была по-настоящему памятная поездка. Также мною была организована встреча В.В. Филиппова с Председателем Верховного Суда РФ Вячеславом Лебедевым и Председателем Московской городской Думы Владимиром Платоновым.

В моей памяти осталось яркое воспоминание о подготовке первых Дней парламента республики в Государственной Думе и Совете Федерации, когда потребовалась подпись Геннадия Николаевича Селезнева, Председателя Государственной Думы, для согласования плана мероприятий. Пришел к нему за подписью, а Геннадия Николаевича в Госдуме нет, но мне сказали, что он находится на важном мероприятии в парке культуры. Я срочно выехал в парк культуры и вижу, как по широкой аллее идет Геннадий Селезнев, окруженный толпой людей, рядом охрана. Я протиснулся к нему и поймал за рукав, он оглянулся, поскольку не ожидал, и улыбнулся, приветствуя меня. Как раз в этот момент я и попросил его подписать проект программы пребывания делегации Госсобрания (Ил Тумэн), который оставил у него в приемной. И, таким образом, к концу дня программа была подписана. Эта зарисовка из рабочих будней говорит о том, что люди меня знали и доверяли, а также и то, что я творчески, нестандартно подходил к решению поставленных задач.

Как-то на очередную сессию в Москву приехал Егор Михайлович Ларионов и один из работников аппарата, вероятно, захотел меня обрадовать, сказав, что меня выдвигают на звание заслуженного работника культуры РФ. Я сразу пошел к Ларионову и попросил ради дружбы закрыть это дело. Далее сказал, что если такой указ выйдет, то я публично откажусь от звания, поскольку не приму эту награду из рук руководителя страны в то время. Егор Михайлович сказал мне, что все понял, и ему очень жаль. Ничего, сказал я, дело не в награде, будем работать. Вот такие были моменты.

- Многие спрашивают вас, почему оставили депутатскую деятельность, чем планируете заниматься в ближайшее время?

- Я работал народным депутатом честно, добросовестно, с полной отдачей сил 23 года и 7 месяцев. На выборы депутатов пятого созыва я не пошел сознательно, поскольку решил, что с возрастом надо считаться и про то, что я писатель, забывать тоже нельзя. Предстоит еще многое сделать в творческом плане, чтобы через труды писателя люди узнавали о его народе, надо выйти на широкий круг читателей. Задача любого писателя заключается в том, чтобы всю свою творческую энергию направить на укрепление взаимопонимания, взаимоподдержки, дружбы, братства между народами. Вот только тогда писатель вносит свой весомый вклад в общее дело укрепления отношений внутри республики, страны и мира в целом. Сейчас я нахожусь в свободном творческом полете, поскольку решил уступить дорогу молодым депутатам. Нигде не работаю, лишних квартир не имею. Всякое пишет желтая пресса, не верьте. Никогда в жизни свои личные интересы не ставил выше, чем интересы народа, общества. Меня таким воспитали родная мать и Советская власть.

- Какое напутствие вы дадите новым парламентариям?

- В новый парламент пришли работоспособные депутаты, которым дорог опыт своих предшественников. Александр Николаевич Жирков, Председатель Государственного Собрания, опытный политик, хорошо понимает и разбирается в вопросах Арктики, проблемах коренных малочисленных народов Севера. Видит пути решения многих актуальных для республики вопросов. Поэтому, думаю, что парламент пятого созыва будет интересно и содержательно работать. Я верю во вновь избранный парламент, обязательно будут видны результаты его работы, а значит, его деятельность пойдет на пользу всей республики.

У меня есть лишь несколько советов для молодых законотворцев. Во-первых, депутат должен постоянно учиться. Если получил мандат, это еще не говорит о том, что ты все знаешь и все решаешь. Мандат дается для того, чтобы ты учился быть человеком, быть политиком, а для этого требуются время и упорство.

Золотое правило – оставаться самим собой. Человек должен сам постоянно над собой работать, заинтересованно, самоотверженно, тогда и будут результаты. Не все будет решаться легко, препятствий в жизни всегда достаточно, поэтому надо вдумчиво и спокойно подходить к решению вопросов, объективно смотреть на вещи, уметь строить мосты между людьми. В парламентской деятельности самое главное – на первый план всегда ставить человека и интересы республики, несмотря на партийную принадлежность.

Ольга МОЛЧАНОВА

СПРАВКА

С 1990 по 1993 годы – народный депутат РСФСР, народный депутат Якутской АССР XII  созыва, член Верховного Совета РСФСР на постоянной основе, председатель подкомиссии по вопросам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

С 1993 – народный депутат Республики Саха (Якутия), работал постоянным представителем Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в Федеральном Собрании Российской Федерации.

С 2003 по 2008 годы - председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по проблемам Арктики и коренных малочисленных народов Севера.

С 20 марта 2008 г. - заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Курировал вопросы Арктики и коренных малочисленных народов Севера, вопросы охраны природы РС (Я) и местного самоуправления.

Отличник образования Республики Саха (Якутия), заслуженный работник культуры Республики Саха (Якутия). Награжден Почетной грамотой Государственной Думы и Совета Федерации Российской Федерации, Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я), народный писатель Якутии, лауреат Большой литературной премии России. Награжден юбилейным знаком “380 лет Якутия с Россией”. Почетный гражданин Республики Саха (Якутия), Эвено-Бытантайского национального, Кобяйского и Момского улусов. Член Общественной палаты при Полномочном Представителе Президента Российской Федерации в ДВФО.

Андрей Кривошапкин вошел в плеяду классиков эвенской литературы. Его повести «Белая дорога», «Апока», «Рога Уямкана», этнографическая поэма «Мир эвена», «Священный олень», романы «Берег судьбы», «Золотой олень», «Снежные вершины», «Кочевье длиною в жизнь», «Момский хребет», «Оленные люди» стали бесценным достоянием Якутии и России.

 

Источник: Парламентская газета "Ил Тумэн"

 

Читайте также:

Андрей Кривошапкин: «Сейчас пишут только ярые энтузиасты»

Андрей Кривошапкин: V созыв парламента еще не раз заявит о себе

В жизни нет ничего выше, чем дружба народов

Ответ на открытое письмо Андрея Кривошапкина Бараку Обаме

История

Похожие записи:
Оставьте свой комментарий!

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.



Яндекс.Метрика