COVID и коренные народы в России

Пандемия коронавируса (COVID-19) представляет серьезную угрозу для здоровья коренных народов во всем мире. Свою озабоченность выражают многочисленные выступления, сообщения, доклады лидеров, активистов международного сообщества коренных народов.

Председатель Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов Анн Нуоргам:

«Мы настоятельно призываем государства-члены и международное сообщество учитывать конкретные потребности и приоритеты коренных народов в борьбе с глобальной вспышкой COVID 19».

Коренные народы испытывают плохой доступ к здравоохранению, у них значительно более высокий уровень инфекционных и неинфекционных заболеваний, отсутствие доступа к основным медицинским услугам, санитарии и другим ключевым профилактическим мерам, таким как чистая вода, дезинфицирующие средства и т. д. Кроме того, коренные народы, которые сталкиваются с отсутствием продовольственной безопасности в результате утраты своих традиционных земель и территорий или последствий изменения климата, испытывают еще более серьезные проблемы в плане доступа к продовольствию.

Традиционный образ жизни коренных народов является источником их устойчивости, а также может представлять угрозу в настоящее время для предотвращения распространения вируса. Например, большинство общин коренных народов регулярно организуют большие традиционные собрания, чтобы отметить специальные мероприятия, как например, сбор урожая, церемонии совершеннолетия и т. д. Некоторые общины коренных народов также живут в домах для нескольких поколений, что ставит под угрозу их семьи, особенно старейшин. Тем не менее коренные народы ищут свои собственные пути решения проблемы, связанной с пандемией. Они принимают различные меры и используют традиционные знания и практику, такие как добровольная изоляция и закрытие своих территорий, а также другие профилактические меры.

Неформальное объединение независимых экспертов, активистов, лидеров и общественных организаций коренных народов РФ «Абориген-Форум» представил доклад Специальному докладчику ООН по правам коренных народов по теме «COVID-19 в России и его влияние на жизнь общин коренных народов».

«Российская Федерация – огромная страна с недостаточно развитой и дорогостоящей транспортной инфраструктурой между регионами. Это предотвратило быстрое распространение вируса в отдаленных регионах Арктики, Сибири и Дальнего Востока, где проживают коренные народы. Тем не менее, позднее вирус был завезён в большом количестве в северные регионы работниками предприятий добывающей промышленности, регулярно приезжающими на традиционные территории коренных народов, богатые природными ресурсами, с целью добычи нефти, газа и другого сырья», - говорится в докладе Абориген-Форума.

По информации Абориген-Форума, в России было официально зарегистрировано не менее трех случаев, когда вирус распространился в отдаленных общинах коренных народов: в Республике Тыве, в Хабаровском крае и Ямало-Ненецком автономном округе.

Первый случай вируса COVID-19 был зарегистрирован в глухом селе Ырбан Тоджинского муниципального района Республики Тыва, где проживает коренной народ тувинцев-тоджинцев, в чей традиционный хозяйственный уклад входит охота и разведение оленей. В село Ырбан на рыбалку из Красноярского края приехал турист, ранее посетивший Московскую область. Там он заразил вирусом всех членов семьи, в чьем доме остановился переночевать, включая четырех взрослых и четырех детей.

Село Богородское находится в 870 километрах от Хабаровска. Оно является центром Ульчского муниципального района, где проживает около трех тысяч жителей. Основу традиционной хозяйственной деятельности коренного народа ульчей составляет рыбная ловля и охота. В начале апреля в селе зарегистрировали первых пациентов с COVID-19. Источником распространения вируса в Богородском стала районная больница. По мнению сельских СМИ, местные медицинские работники были плохо защищены, так как у них отсутствовали средства личной защиты. Вирусом заразились не менее 146 человек. Скончались три человека, включая одного сотрудника местной больницы. Власти направили туда оперативную группу медицинских работников, закрыли село на карантин на несколько недель и организовали полную дезинфекцию мест общественного пользования. Однако медицинские тесты так и не были отправлены в соседние села. Режим карантина в Богородском был снят в середине мая.

В начале июля власти ЯНАО сообщили, что вирус COVID-19 был обнаружен у оленеводов в тундре. Все, кто контактировал с пациентом с COVID-19, были изолированы и направлены в специализированную больницу регионального центра Салехарда на карантин. В то же время медицинский работник больницы, являющаяся представителем ненцев, заявила, что заразилась вирусом в середине мая от других медиков, которые в разгар апрельской эпидемии в Сабетте брали анализы на COVID-19 у работников центра по добыче природного газа. Она сняла видео, в котором обвинила руководство инфекционной лаборатории Салехарда в отсутствии у врачей средств защиты при работе с тестами COVID и в манипуляции с результатами тестирования, чтобы сохранить в тайне масштаб распространения вируса в регионе.

«Прочие официально зарегистрированные случаи заражения COVID-19 в общинах коренных народов России отсутствуют. Однако проблема заключается в том, что российские власти не располагают дезагрегированными данными, где коренные народы были бы выделены в отдельную группу и не располагают информацией о распространение вируса среди них. Также у властей отсутствуют прочие важные статистические показатели, касающиеся жизни и развития коренных народов», - отмечают в докладе Абориген-Форума

В целом удаленность территорий коренных народов выступила в качестве серьезного преимущества для общин коренных народов во время первой фазы распространения вируса COVID-19 в России. Но на более позднем этапе (например, во время потенциально возможной второй волны коронавируса) закрытость отдаленных общин может стать осложняющим обстоятельством, способствующим распространению вируса среди местного населения, предупреждают эксперты.

Как отмечается в докладе, поскольку общины коренных народов не могут бесконечно оставаться изолированными от основного общества, властям следует срочно разработать комплекс политических мер для усиления системы здравоохранения в отдаленных регионах проживания коренных народов, восстановить разветвленную систему медицинских учреждений в удаленных сельских поселениях согласно современным требованиям по предотвращению распространения заболеваний. Органам власти надлежит полноценно учитывать интересы коренных народов в комплексах мер по экономической поддержке населения в рамках борьбы с экономическим кризисом, вызванным COVID-19, принимая во внимание, что государственный бюджет Российской Федерации во многом пополняется за счет торговли природными ресурсами, добываемыми на традиционных территориях коренных народов.

«Для внедрения таких мер правительство должно вовлекать коренные народы в процесс разработки стратегий с полным соблюдением их права на свободное, предварительное и осознанное согласие. Для эффективного внедрения таких мер государство должно обеспечить сбор необходимой статистический о коренных народах с разбивкой по соответствующим группам и обеспечить общины коренных народов достаточной, точной и своевременной информацией о действиях правительства и мерах реагирования», - подчеркивается в экспертном заключении Абориген-Форума.

С полным тестом доклада можно ознакомится здесь>>>

 

 

© Ассоциация КМНС Республика Саха (Якутия)

 

Ссылки по теме:

«COVID-19 и жизнестойкость коренных народов» — тема Международного дня коренных народов мира в 2020 году

 

 

Похожие записи:
Оставьте свой комментарий!

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.



Яндекс.Метрика