В женевском Дворце Наций 14-16 ноября этого года прошел 5-й Форум ООН по бизнесу и правам человека. Тема форума 2016 года: «Лидерство и рычаги: внедрение прав человека в правила и отношения, регулирующие глобальную экономику».
Данный Форум представляет собой самое крупное и разнообразное глобальное совещание по бизнесу и правам человека в мире. С 2011 г. вырос его масштаб, а также число рассматриваемых здесь тем. В этом году на Форуме собрались более 2500 участников, от представителей общин, правозащитников, организаций гражданского общества до государственных чиновников, представителей компаний, инвесторов, банков, юридических фирм и научного сообщества. Программа была очень насыщенная: более 65 сессий включали в себя рассмотрение ключевых проблем в области прав человека во всем мире, для решения которых в срочном порядке необходимо, чтобы государства и деловые круги взяли на себя ответственность и использовали имеющиеся в их распоряжении рычаги воздействия. В ходе пятого года работы форума отмечалась также пятая годовщина принятия «Руководящих принципов предпринимательс
Открыл Форум Павел Суляндзига, председатель Рабочей группы по бизнесу и правам человека. Он приветствовал делегатов от имени Рабочей группы и секретариата Форума Управления Верховного комиссара ООН по правам человека. В своем выступлении Павел Суляндзига отметил: «Я сам, как представитель коренного народа, являюсь непосредственным свидетелем воздействия, которое бизнес оказывает на коренные народы, на уязвимые группы населения. И, в то время как некоторые предприятия и правительства прилагают действенные усилия для того, чтобы обеспечить уважение прав тех, кто подвергается наибольшему риску, мы ежедневно слышим о примерах неблагоприятного воздействия. Как представитель коренных народов я могу заявить, что коренные народы не против развития, не против экономического движения вперед, но мы считаем, что это развитие не должно строиться на гибели и уничтожении наших культур, наших земель. И если такое развитие может и должно развиваться за счет привлечения земель коренных народов, их природных ресурсов, необходимо обеспечить их прямое участие и информированное осознанное согласие».
В рамках Форума много внимания было уделено проблемам коренных народов мира. Не раз подчеркивалось, что коренные народы являются одной из самых уязвимых групп населения, так как большей частью проживают на территориях, богатыми природными ресурсами и, соответственно, привлекающих внимание со стороны правительств и бизнеса. И во всех процессах, затрагивающих права и интересы коренных народов, сами коренные народы должны стать равноценными партнёрами наряду с компаниями и органами власти.
В совместном заявлении делегатов коренных народов мира, которое было озвучено в заключительном пленарном заседании, отмечалось, что коренные народы выражают свою солидарность с народами, которые сопротивляются нарушениям их прав со стороны государств и компаний. Привели примеры действий против коренных народов и ограничение доступа к правосудию в разных странах. По данным организации «Global Witness» задокументирован
Подводя итоги Форума, председатель Рабочей группы Павел Суляндзига отметил, сегодня уже наблюдается прямой диалог между бизнесом, государством и гражданским обществом по самым острым вопросам. И очень важно, чтобы этот диалог сохранялся и развивался. Тем не менее, несмотря на несомненный прогресс и многочисленные достижения, касающиеся предпринимательс
По завершению работы Пятого форума мне удалось взять интервью у Павла Суляндзига.
Справка
Павел Васильевич Суляндзига (род. 20 февраля 1962 года, село Олон Пожарского района Приморского края) – общественный деятель, председатель Рабочей группы ООН по бизнесу и правам человека.
Окончил физико-математич
Павел Васильевич, пять лет прошло, как ваша Рабочая группа организовала первый форум. Вы можете теперь сравнить с тем первым форумом и нынешним, есть разница, и какая?
- Во-первых, когда мы проводили первый форум, участников тоже было много, около тысячи человек. А тысяча – это очень много для мероприятия, но и в то же время, нам приходилось «зазывать» бизнес. Ведь бизнес очень настороженно отнесся к нашей инициативе. Доводы их примерно были такими: «опять приедешь, опять будете ругать… и какой смысл ехать, если вы ругаете нас все время?». Поэтому, когда мы организовывали первый форум, мы договорились, что будем осторожны, чтобы не отпугнуть представителей бизнеса и других основных участников процесса. Сегодня участников форума уже 2,5 тысячи и 25% - это представители бизнеса.
Во-вторых, сегодня нет «запретных» тем, нет необходимости что-то сглаживать, идет прямой, открытый диалог. И я считаю это очень важным прогрессом. Что еще очень важно: бизнес все больше вносит свой вклад и больше участвует в дискуссиях по очень острым вопросам. Если раньше все старались говорить о лучших практиках, о положительных примерах бизнеса, то сейчас идет дискуссия, как сделать так, чтобы бизнес и те люди, чьи права они нарушают, как-то эффективно взаимодействовал
Что такое «Руководящие принципы предпринимательс
Руководящие принципы предпринимательс
Как у нас в России по реализации национального плана действий?
Никак, к сожалению. Было проведено два совещания по этому поводу. Но это была полностью инициатива общественных организаций и научного сообщества. К огромному сожалению, не удалось привлечь представителей правительства. В итоге все осталось так, как есть.
Тем не менее, у Вас есть в планах как-то продвигать эту идею в нашей стране?
Какой-то план работы мог бы быть, если была бы видна какая-то заинтересованнос
В своем вступительном слове на открытии Форума Вы большое внимание уделили вопросам коренных народов, хотя ваша Рабочая группа занимается не только коренными народами?
О коренных народах я говорю всегда и везде. Во-первых, я считаю, что одна из самых больших проблем, связанных с нарушением прав человека в сфере бизнеса, это, прежде всего, нарушение прав коренных народов. Второе, я сам представитель коренного народа и знаю, с какими проблемами сталкиваются коренные народы. И очень важно, что Рабочая группа уделяет вопросам прав коренных народов большое внимание. Действительно, когда только была создана Рабочая группа, при обсуждении вопросов мои коллеги говорили, что тема коренных народов хоть и является приоритетной, но мы не можем заполнять все коренными народами и т.д. Конечно, это говорилось мягко, вежливо, в дискуссионной форме. Но когда члены Рабочей группы в этот процесс погрузились, они убедились, что действительно происходят нарушения, и, причем грубейшие, лидеров коренных народов преследуют, убивают… Сейчас Рабочая группа поддерживает практически любую мою инициативу, связанную с коренными народами. Мои коллеги — высочайшие профессионалы в области бизнеса и прав человека, профессора, преподают в университетах, и мне с ними очень легко работать. Мы учимся друг у друга.
И последний вопрос – обывательский. Очень часто в нашем обществе, даже из уст чиновников разного уровня звучит такой вопрос: чем вы, коренные, лучше других, почему требуете себе особые права? Вы, наверное, тоже часто слышите такой вопрос в свой адрес. Что вы обычно отвечаете?
Во-первых, если говорить совсем коротко – если вы законопослушные люди, то соблюдайте законы. А чиновники, так те вообще обязаны это делать. Законы, в том числе законы РФ, Конституция РФ, международные обязательства РФ – признают круг прав коренных народов и объясняют, почему это делается. Я могу коротко сказать, что во всех основополагающих документах, в том числе и в Уставе Организации Объединенных Наций говорится, что «все народы имеют право на самоопределение»
Но ведь часто звучит такое: «мои предки тоже жили на этой земле триста лет, я тоже коренной житель, почему вам, коренным, особые преференции, мы тоже хотим ловить рыбу как вы, мы тоже хотим получать компенсации» и т.д.?
Я могу задать встречный вопрос: зачем вам жить как коренные народы, такая жизнь сложна, лучше сразу потребовать себе жизнь, как у, например, Дерипаски, Абрамовича, Чемезова, Сечина, Миллера. Почему вы не возмущаетесь, например, что Миллер, Сечин, Чемезов и прочие владеют вашими, россиян, ресурсами? Но вы почему-то не возмущаетесь! А потому что это опасно, эти люди могущественны, а коренные народы - их можно «попинать», сдачи все равно не дадут.
А если строго, без эмоций, я хотел бы еще раз подчеркнуть, что есть законы, международные обязательства и их необходимо соблюдать. При этом могу сказать, что соблюдение прав коренных народов не означает нарушение прав других народов. Те, кто говорит, что коренные народы требованием своих прав на рыбу, природные ресурсы нарушают их права, пусть посмотрят статистику (о нищете, о смертности, о суицидах, о продолжительност
Знаете, в связи с вашим вопросом, я вспомнил случай. В 1993 году я изучал опыт резерваций американских индейцев. Больше месяца ездил по разным резервациям. И в этой поездке меня сопровождали два переводчика, два молодых студента. И после первой же встречи с индейцами у меня возникла некоторая неловкость. Я же родом из Советского Союза и знал, что есть «запретные темы». И вот что меня поразило. Почти на каждой встрече индейцы заявляли: «Мы не американцы, мы не белые. Америка — это государство белых, они завоевали нас. А мы коренные…» и все в таком духе. Я был удивлен отношением переводчиков. Они спокойно переводили. Спустя неделю я спросил у них: «Мне хотелось бы услышать ваш личный комментарий на то, что говорят индейцы. Вас не обижает, не задевает то, Что они говорят?». Ответ меня поразил: «А что нас должно обижать или задевать. Индейцы рассказывают Историю. А она была такая, нравится она нам или нет. Они же не предъявляют лично нам обвинение, что мы поработили, завоевали их. Да, когда-то наши предки пришли и натворили здесь много бедствий. Это трагическая история нашей страны, но — история. Нам надо знать о ней, исправлять ошибки и идти вперед». Представляете. Меня и моих коллег обвиняли в национализме, экстремизме, сепаратизме тогда уже только за то, что мы начали говорить о правах наших народов, чтобы сохраниться, чтобы сохранить наши земли для детей и внуков. А уж говорить о том, что было много трагического в столкновении цивилизаций — это вообще было запретной темой. Здесь общественное мнение просто бы «разорвало на куски». Мы могли только говорить о благе, которое пришло к нам, и как мы из первобытно-общин
Спасибо.
Ирина Курилова
Фото из архива ООН
По какому адресу пройдет онлайн форум? Где ссылки?