Какими налоговыми преференциями могут пользоваться коренные малочисленные народы Севера?

316A1161Какими налоговыми преференциями могут пользоваться коренные малочисленные народы Севера? Ответ на этот, казалось бы, простой вопрос искали участники совещания, инициированного постоянным комитетом Государственного Собрания (Ил Тумэн) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики под председательством Елены Голомарёвой.

В мероприятии приняли участие заместитель председателя парламента Якутии Виктор Губарев, заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) Алёна Фёдорова, первый заместитель председателя Государственного комитета Якутии по делам Арктики Иван Павлов, старший помощник Прокурора республики по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами республики, органами местного самоуправления Егор Неустроев, глава Анабарского района Иван Семёнов, руководители и ответственные работники министерств и ведомств, представители общественных организаций коренных малочисленных народов Севера, средств массовой информации.

Ни у кого не вызывало сомнения, что такие преференции для представителей коренных малочисленных народов необходимы. Но пользуются ли они ими в полную силу? Начиная разговор, Елена Голомарёва отметила, что подобные обсуждения проблемных вопросов в сфере защиты коренных малочисленных народов Севера профильный Комитет Ил Тумэна будет практиковать ежегодно перед принятием государственного бюджета республики.

С основной информацией выступила заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) Алёна Фёдорова. По её словам, в Якутии в Управлении Минюста России по Республике Саха (Якутия) зарегистрировано 148 родовых общин в качестве некоммерческих организаций. Кроме того, существует 181 родовая община, которые были зарегистрированы в разное время и попадали в поле зрения налоговых органов. «Таким образом, существует 329 родовых общин, но только 148, зарегистрированных в Минюсте, могут подпасть под льготы, предоставляемые Налоговым кодексом РФ», - отметила она, добавив, что, таким образом, даже сам факт предоставления льгот имеет проблемы.

«На сегодняшний день всеми родовыми общинами уплачено налогов в 2013 году – 9 млн. 869 тыс. рублей, в 2014 году – 9 млн. 947 тыс. рублей и в 2015 году – 9 млн. 149 тыс. рублей», - сообщила она. Алёна Фёдорова отметила, что согласно статье 217 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2), доходами, не подлежащими налогообложению являются доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла.

«Вторая федеральная льгота – это земельный налог», - сообщила докладчик. Так, согласно  статье 395 Налогового кодекса РФ, от налогообложения освобождаются физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

«Ещё одна федеральная льгота содержится в статье 333.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации  и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. «Такое право распространяется только на количество объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков, - подчеркнула Алёна Фёдорова, - то есть они могут пользоваться объектами животного мира и водных биоресурсов только для удовлетворения личных нужд, НЕ для реализации, без коммерческой деятельности».

Также докладчик отметила, что существует республиканская льгота – это транспортный налог. По её словам, согласно Закону Республики Саха (Якутия) «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)», от уплаты транспортного налога освобождаются социально ориентированные некоммерческие организации, общины коренных малочисленных Севера, деятельность которых на 70% финансируются за счёт средств государственного бюджета или местных бюджетов. Однако эта норма фактически не работает, потому что, по словам Алёны Фёдоровой, в Якутии нет общин, деятельность которых на 70% финансируется из бюджета. То есть, закон есть, но там прописана неприменимая норма.

По мнению докладчика, из всех перечисленных льгот самым «не проблемным» является земельный налог. «За 2012 год данная льгота предоставлена на сумму 18 млн. 103 тыс. рублей, в 2013 году – на сумму 15 млн. 829 тыс. рублей, в 2014 году – на 19 млн. 551 тыс. рублей», - сообщила докладчик.

Специфические проблемы есть и по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). Докладчик показала на примере одной из общин, как платить НДФЛ. «Из 10 членов родовой общины 7 человек являются представителями коренных малочисленных народов Севера, и на эти семь человек община не должна была платить НДФЛ и отчитываться в налоговых органах. Родовые общины должны получать не зарплаты, а доходы, этот доход должен делиться равномерно между членами родовой общины на общем собрании, и он НЕ должен облагаться налогом. Подчеркну – этот доход должен быть получен только от традиционных отраслей, традиционной хозяйственной деятельности – рыба, мясо, но никак не транспортные услуги», - отметила она. В этой связи Алёна Фёдорова предложила вести отдельный учёт своих доходов, если община занимается другой деятельностью, кроме традиционной хозяйственной.

Участники совещания дискутировали, чем отличаются понятия «удовлетворение личных потребностей» и «личные нужды». Советник Президента Международной Ассоциации «Оленеводы мира», член Совета при Главе Республики Саха (Якутия) по делам коренных малочисленных народов Севера Мария Погодаева выразила своё несогласие с данной формулировкой: «У других народов нужда дать образование своим детям, одеться, купить машину и т.д. Так почему у представителей коренных малочисленных народов Севера нуждой должны считаться только еда, личное потребление?».

В обсуждении приняли участие вице-спикер Ил Тумэна Виктор Губарев, первый заместитель председателя Госкомитета Якутии по делам Арктики Иван Павлов, глава Анабарского района Иван Семёнов,  Президент Ассоциации эвенков Якутии Борис Николаев, председатель Совета старейшин Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, народный депутат республики II созыва Августа Марфусалова и другие.

В итоге принято решение с участием налоговых органов республики составить памятку обо всех налоговых преференциях для коренных малочисленных народов Севера, вести разъяснительную работу. Елена Голомарёва отметила, что следующее совещание будет организовано по вопросу выплаты пенсий представителям коренных малочисленных народов Севера.

 

Источник: Пресс-служба Ил Тумэна

 

Читайте также:

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

 

 

Похожие записи:
Оставьте свой комментарий!

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.



Яндекс.Метрика