
Республика Саха (Якутия) по существу является исконной средой обитания коренных малочисленных народов Севера. Но в Распоряжение Правительства РФ №631 от 8 мая 2009 года «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ и перечня видов их традиционной хозяйственной деятельности» в отношении Якутии внесены лишь 70 населенных пунктов проживания КМНС.
15 лет Республика Саха (Якутия) не может добиться внесения изменений в данное распоряжение. Об этой проблеме я узнала, когда документ стал камнем преткновения в уголовном деле алданских охотников-эвенков Степана Пахомова и Ивана Сосина. Согласно нему мужчинам вынесен обвинительный приговор за незаконную охоту. Приговор вступил в силу.
Уголовное преследование Пахомова и Сосина началось в 2020 году. С того времени мы неустанно боремся за право свободной охоты КМНС. За эти годы я не раз обращалась в разные инстанции, к руководителям различного уровня, вплоть до Президента страны.
В декабре 2024 года я обратилась с бедой к представителям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, подготовила общее открытое обращение к руководителю Федерального агентства по делам национальностей Игорю Баринову, вместе с активными сородичами собрали подписи неравнодушных. Меня поддержали из Забайкальского края, Красноярского края, Хабаровского края, Амурской области, Иркутской области, Магаданской области, Чукотского автономного округа, Республики Бурятия и Республики Саха (Якутия). Всего 884 подписи, из них 464 якутяне. Конечно, это очень малое количество в сравнении с общим числом коренных малочисленных народов России. И даже Якутии.
По данным переписи населения 2020 года, в Республике Саха (Якутия) проживали 41933 представителя коренных малочисленных народов Севера (КМНС). Это составляло около 16% от общей численности в России.
Причем моё обращение в родном Беллетском наслеге поддержали не все. Многие из земляков до сих пор не понимают, почему я настойчиво говорю и пишу о деле Пахомова и Сосина, осудили и ладно. И не понимают, что последствия коснутся всех.
28 ноября я приняла участие на Международной научно-практической конференции «Правовое регулирование промышленного освоения Арктического региона: баланс интересов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, предпринимателей, коммерческих организаций и публичных образований в целях сохранения окружающей среды и устойчивого развития». Это мероприятие внутри II Международного Арктического правового форума в рамках VI Северного форума по устойчивому развитию в г. Якутск Республики Саха (Якутия). Теперь на международном уровне я озвучила эту глобальную проблему КМНС.
В тот же день узнаю, что одной родовой общине предъявлен земельный налог на крупную сумму. И что по этому поводу 2 декабря собирается расширенный круглый стол.
Настало время, когда права коренных малочисленных народов стали привязывать к 631 распоряжению. Традиционная охота, традиционная рыбалка, оленеводство, налоговые льготы и другое – всё работает только внутри перечня традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. Напомню, для Якутии это 70 населенных пунктов!
Вот, что пишет в своей статье Роман Калитин, член экспертной комиссии Постоянного комитета Госсобрания Ил Тумэн Республики Саха (Якутия) по вопросам КМНС и делам Арктики: «Налоговая льгота теперь действует исключительно в пределах населённых пунктов, включённых в перечень №631-р, утвержденного распоряжением Правительства РФ № 631-р, принятое ещё в 2009 году. Однако земли, которые коренные народы используют для оленеводства, охотничьего промысла и других традиционных видов хозяйственной деятельности, находятся далеко за пределами этих населённых пунктов, в межселенных территориях.
Особенно ярким и показательным примером этой проблемы стала ситуация с земельным участком площадью 224 219,81 гектара. На этой территории одна из коренных общин ведёт традиционное оленеводство и охотничий промысел, занимаясь тем, чем занимались её предки на протяжении столетий. Кадастровая стоимость этого участка составляет почти 297 миллионов рублей. После того как закон вступил в силу с 1 января 2024 года, община получила устное уведомление о необходимости уплатить земельный налог в размере 2 миллионов 700 тысяч рублей — сумму, которую малочисленная община, занимающаяся традиционным хозяйством, попросту не в состоянии выплатить. Это создало для общины невыносимую ситуацию, угрожающую её существованию».
Вдумайтесь, 2 миллиона 700 тысяч рублей! Это сумма начисленного налога родовой общине за один год!
Далее Роман Романович пишет: «В июле 2025 года Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев направил повторное ходатайство о расширении федерального перечня № 631-р с заменой населённых пунктов на муниципальные районы, что позволило бы включить межселенные территории. Однако когда Федеральное агентство по делам национальностей попыталось инициировать обновление перечня традиционных мест проживания и хозяйственной деятельности, Министерство финансов выступило против этого предложения. Своё возражение финансовое ведомство обосновало ссылкой на возможные потери доходов местных бюджетов, которые могли бы возникнуть в результате расширения налоговых льгот в соответствии с изменениями в налоговый кодекс, внесенными вышеуказанным законом».
15 лет наши чиновники не могли внести исправления в это пресловутое 631 распоряжение. Наконец через 15 лет правильно обосновали свою позицию, которую приняли в ФАДН. Но Минфин выступил с возражением, ведь документ действует уже 15 лет!
«Однако остаётся главный вопрос, на который предстоит найти ответ: услышит ли федеральная власть голос регионов и коренных народов, или всё останется в силе, постепенно вытесняя традиционное природопользование с российского Севера и подвергая опасности образ жизни, который существует здесь на протяжении многих столетий?», – заключает эксперт Калитин. Я разделяю эти опасения.
Алданских охотников-эвенков не признали бы виновными в незаконной охоте, если бы Распоряжение Правительства РФ №631 вовремя привели в соответствие. Этот документ в отношении Якутии противоречит Конституции Российской Федерации, международным договорам, федеральным законам или иным нормативным актам, гарантирующим права и свободы человека.
Ирина Спиридонова, Илкэн
© Ассоциация КМНС Республики Саха (Якутия)
Ссылки по теме:
Закон, принятый в спешке: как изменение налогового кодекса ударило по правам коренных народов Севера
Права коренных народов Севера: 5 лет борьбы за право свободной охоты









