"Мне 26 лет. С самого детства я много времени проводил в тайге, помогая братьям и отцу в работе. Я не могу долго находиться в городе или поселке, ноги сами несут меня в тайгу, к оленям. Только там я чувствую себя комфортно, появляется хороший аппетит, сон. Олени рядом, и на душе спокойно. А когда наступает сезон охоты, так мне уже покоя нет, только и думаю об охоте. Меня в тайге все устраивает.
Но у нас многие молодые оленеводы не могут создать семьи, потому что девушки не хотят жить в тайге, они привыкли к комфортным условиям, когда рядом есть горячая вода, электричество, интернет. Их теперь пугают трудности.
Очень плохо то, что из-за таких ситуаций утрачиваются традиционные навыки и знания… Например, шитье и выделка шкур. Мне приходится просить бабушек, чтоб они сшили мне унты, другую обувь и одежду из шкур, необходимую для оленевода. Но у бабушек, в силу их пожилого возраста, не всегда получается шить и выделывать шкуры качественно. А девушки, в основном, шить подобную одежду уже не умеют. Очень обидно, что так происходит.
Вот даже если сравнить холостого оленевода и женатого – женатый оленевод пришел в палатку, где его ждет семья, где печка затоплена, все уже кипит, варится, он поел, отдохнул, и снова за работу с новыми силами. А мы же привыкли ко всяким «доширакам» - пришел, запарил без проблем, поел. Но ведь этим сытым надолго не будешь. И вот бывает, что устаешь сильно, и потом работаешь наполовину.
Это очень хорошо, что снова поднимается вопрос о принятии законопроекта «О кочевой семье». Девушек нужно привлекать в оленеводство, а для этого во многом необходимо улучшить условия для проживания в тайге.
А как по-другому мы будем сохранять наши традиции и образ жизни, если в тайге не будет семьи, некому будет передавать знания и опыт? Детей ведь нужно растить в тайге, рядом с оленями. А без матери в воспитании детей никак не обойтись".
Игорь Колесов, оленевод общины «Олдоё», с. Иенгра, Нерюнгринский район»
Источник: ЯСИА
По какому адресу пройдет онлайн форум? Где ссылки?