В Минарктики состоялась встреча с экспертами по проведению этнологической экспертизы

Ученые, которые на практике знают, что представляет собой процедура проведения Этнологической Экспертизы - доктор экономических наук, профессор Российского Экономического Университета им. Г.В. Плеханова, Иван ПОТРАВНЫЙ и доктор экономических наук, профессор Кубанского Государственного университета, член рабочей группы социальных и гуманитарных исследований и советник по делам коренных народов международного Арктического научного комитета, Виолетта ГАССИЙ - рассказали об особенностях проведения Этнологической экспертизы.

А более подробно о своем опыте участия в Этнологической экспертизе рассказала Виолетта Гассий, в интервью для официального сайта МинАрктики arktika.sakha.gov.ru.

«Этнологическая экспертиза - это уникальный опыт Республики Саха (Якутия). Она единственной в стране приняла закон, который предполагает защиту экономических прав коренных малочисленных народов на территории, где осуществляется реализация инвестиционных проектов по промышленному освоению. Наш профессиональный опыт включает 7 проектов. Я считаю это достаточно высоким показателем. В истории моей деятельности как эксперта, работа в Анабарском, Оленекском, Булунском, Среднеколымском, Усть-Янском, Момском и Оймяконском районах. На днях вернулись из Усть-Неры, где проводили оценку потенциального влияния промышленного проекта по добыче россыпного золота», отмечает Виолетта ГАССИЙ.

Она признается, что при проведении этнологической экспертизы сталкивается с рядом проблемных вопросов. Прежде всего, это касается сроков проведения экспертизы, выявления адресатов компенсации и методики расчета убытков: «Этнологическая экспертиза, это изучение образа жизни населения, традиционной деятельности ее жителей… Это традиции, фольклор, танцы и песни – все, что связано с этнологической точки зрения, что характеризует коренных народов как этнос. Но ведь все эти показатели не имеют стоимостной оценки, поэтому начали искать пути как переложить этнологическую часть с нематериального на материальный, и тогда пришли к стыковке, что фактически традиционные виды хозяйствования могут лежать в основе оценки убытков, в этом и философия этнологической экспертизы и это очень важно. Да, это недоработанный механизм, но мы должны понимать, что это выход из тупиковой ситуации, потому что нематериальные ценности они неоцениваемые».

«Куда и кому – это главные вопросы, с которыми мы сталкиваемся, при работе с населением. И я согласна с ними - они теряют рыбу, загрязняется их река – но им ничего от этого не приходит. На местах мы проводим социологический опрос, задаем вопрос: кому должна принадлежать компенсация? Есть ответы на выбор: району, наслегу, родовой общине, каждому жителю наслега или другое. 90 процентов опрошенных указывает, что наслегу и тогда в конце нашего отчета мы можем высказать, что на основе проведенного исследования, мы рекомендуем предусмотреть выплату компенсации наслегу. И я считаю это правильным. Ведь люди страдают на местах, а не за 800 км от нее. К сожалению, этот вопрос висит в воздухе, но он должен быть решен».

«Еще один вопрос, который требует внимания - сроки. Технологический процесс очень трудоемкий, материалоёмкий, ведь многие компании работают не только на обороте средств, они берут кредиты и достаточно большие. Когда у компании лицензия на 5 лет, а процедура уже растянута на год, то фактически одно другое зачёркивает. Поэтому Этнологическая Экспертиза не должна рассматриваться однобоко. Должна проводиться работа не только c точки зрения защиты прав КМНС, но и защиты права недропользователя. Должны четко разграничить временные рамки. Выиграл лицензию на геологоразведку, нужно обязать в 4хмесячный срок проведение Этнологической экспертизы. Возможно? Я думаю, что да».

Как рассказала нам эксперт, этнологическая экспертиза – это работа очень большого количества специалистов: историки, археологи, ихтиологи, биологи, экономисты и социологи. После сбора материалов на местах промышленного освоения, каждый по своей отрасли проводит анализ и готовит отчет для компаний. А те, в свою очередь, вместе с пакетом документов сдают в уполномоченный орган – Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера РС (Я). «Сейчас задача министерства сделать процедуру максимально прозрачной для каждой из сторон. Например, создать реестр научных организаций, малых предприятий, которые занимаются этнологической экспертизой, чтобы любой недропользователь, открыв сайт, увидел реестр и смог связаться с экспертами», - добавила в завершении беседы Виолетта ГАССИЙ.

 

Источник: Пресс-служба Министерства по развитию Арктики и делам народов Севера РС (Я)

 

Читайте также:

Елена Голомарева: Недропользователи должны взаимодействовать с жителями Арктики

В Якутии суд обязал артель старателей провести этнологическую экспертизу

Похожие записи:
Оставьте свой комментарий!

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.



Яндекс.Метрика