Сегодня уже нет необходимости доказывать, насколько важно в ближайшее время принять закон об Арктической зоне в условиях формирования особого статуса северных территорий России. Фактически, решается вопрос о создании нового объекта правового регулирования, статус которого до настоящего времени не определен.
В этой связи Правительству РФ необходимо ускорить разработку государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», а членам Федерального Собрания РФ принять Федеральный закон «Об Арктической зоне Российской Федерации», поскольку для разработки программ, предусматривающих финансирование ряда мероприятий на территории Арктики, необходимо законодательное урегулирование не только статуса зоны, но и определение целей и направлений ее развития.
Надо сказать, что к настоящему времени на уровне Российской Федерации сделано немало в создании и принятии основополагающих документов. Так, определены «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», разработана «Стратегия развития шельфа Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года». В ноябре прошедшего года в Совете Федерации проведены парламентские слушания на тему «Правовое обеспечение социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации», в Госсобрании (Ил Тумэн) создана рабочая группа по разработке предложений, направленных на законодательное регулирование процесса реализации государственной политики в области комплексного развития Дальнего Востока и Байкальского региона.
Говоря о проблемах в законодательстве по вышеобозначенной теме, спикер парламента Республики Саха (Якутия) Александр Жирков, справедливо подчеркнул, что «на сегодняшний день у нас нет общего подхода к определению границ Арктической зоны. Любой закон – это государственное вмешательство в общественную жизнь любого государства. Поэтому раз мы принимаем закон, то он должен иметь объект своего приложения, а этот объект предполагает определенные границы». Действительно, до сих пор не сделано самого главного – не определена граница и состав Арктической зоны Российской Федерации, то есть нет базы, от которой обычно подсчитывают социально-экономические показатели для принятия законопроекта.
Глядя на весь список программ, стратегий, нормативно-правовых документов, создаваемых по Арктике, возникает резонный вопрос об их преемственности - как будут взаимосвязаны закон «Об Арктической зоне», принятая Стратегия и программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года»? По логике, у Арктики должен быть свои законы, стратегия и программа. Закон определяет принципиальные подходы, стратегия их конкретизирует, а в программе дается перечень проводимых мероприятий. Сейчас мы на эту логику только выходим, но почему-то очень непоследовательно. Стратегия появилась первой, а закон, который должен давать мировоззренческие основы для стратегии, все время подвисает в этой триаде.
Виктор Губарев, заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн):
- Мы должны на государственном уровне оживить работу общественных организаций, занимающихся вопросами Арктики. Например, организация слета юных полярников и многие другие, которые способствуют развитию кадровых ресурсов. Сегодня Арктика вызывает немало проблем. Например, несмотря на то, что создана Администрация Северного морского пути, северными реками, а, вернее, дноуглубительными работами в их барах, проблемами навигации, развитием прибрежных территорий – никто не занимается. Еще одна проблема: в Госдуму внесен проект федерального закона, отменяющий проведение публичных слушаний при строительстве линейных объектов: нефтепроводов, газопроводов, линий электропередач, железнодорожных линий. Его просто нельзя принимать. Последние изменения федерального законодательства в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации не учитывают особенности, специфику регионов Крайнего Севера с большим количеством малочисленных труднодоступных населенных пунктов. Первичная медико-санитарная помощь оказывается в условиях участковых больниц, которые иногда расположены за несколько сот километров от центральных улусных больниц, поэтому Госсобрание (Ил Тумэн) внесло в Госдуму проект федерального закона «О внесении изменений в федеральный Закон «Об основах сохранения здоровья граждан в Российской Федерации».
Владимир Членов, народный депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн), советник генерального директора исполнительной дирекции ОАО «Сахатранснефтегаз»:
- Что касается экспертизы законов, хочу отметить следующее. Слово ОРВ сегодня самое воспринимаемое в Минэкономики России. Специально был создан Департамент оценки регулирующего воздействия, которым республика не смогла воспользоваться для оценки регулирующего воздействия на принятие нормативно-правовых актов, призванного повысить качество управленческих решений и как следствие - определить адекватность политических решений. Поэтому результат сегодня такой плачевный. Все обсуждаемые сегодня проекты федеральных законов и программы мы должны были давно обсудить, начиная от рядового оленевода, кончая высшими должностными лицами. Надо проводить на Севере продуманную политику, взять хотя бы проблему оптимизации населенных пунктов на Севере.
Иван Андреев, народный депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн), генеральный директор ОАО «Нижне-Ленское»:
- В республике реализуется около двадцати законов, касающихся сферы жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера. Некоторые положения законов повторяют друг друга.
Может, стоит провести ревизию законов, которые касаются коренных малочисленных народов, чтобы избежать юридических ошибок. А так получается, что мы производим законы и не прописываем механизм их реализации. В связи с чем предлагаю принять один общий унифицированный закон, где четко прописан порядок и процедура его исполнения.
Александр Пахомов, академик РАЕН, заместитель председателя президиума Якутского научного центра:
- В связи с объявлением 2014 года в Якутии Годом Арктики идет работа над комплексной программой социально-экономического развития арктических и северных районов республики на 2014-2016 годы и на период до 2020 года.
Сегодня важной проблемой для России является решение вопроса определения границ своей юрисдикции в Арктике, где сосредоточены крупные залежи углеводородов и многих видов стратегических полезных ископаемых, в связи с чем возникает необходимость разработки комплексной межведомственной программы по рациональному недропользованию и наращиванию минерально-сырьевой базы в арктической части Якутии.
Анатолий Алексеев, директор Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов:
- В течение последних 20 лет в органы государственной власти не раз направлялись предложения по развитию Арктического Севера, из которых реализована лишь небольшая часть. Причина такого положения в отсутствии четкой государственной политики в отношении арктических территорий и мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера. Например, разнобой с зонированием Арктики: в одних проектах законов к Арктической зоне относятся только территории, омываемые морями Северного Ледовитого океана. Между тем, не омываемые этими водами, но находящиеся в непосредственной близости, территории испытывают такие же трудности в природно-климатическом и социальном отношении, ведь их инфраструктура, транспортная схема совершенно одинаковы. Нужно разрабатывать новые стандарты, другие критерии, тем более, проблем накопилось много. Наиболее актуальными являются: принятие закона «О кочевой семье», который очень тесно связан с законом «О северном домашнем оленеводстве», также внесение изменений в действующий Закон «О кочевых школах Республики Саха (Якутия)» в части финансовой поддержки их деятельности. Кроме этого, необходимо принять закон об обеспечении доступа малочисленных народов Севера к рыбно-промысловым участкам и охотничьим угодьям.
Ольга МОЛЧАНОВА
Парламентская газета "Ил Тумэн"
По какому адресу пройдет онлайн форум? Где ссылки?