27 февраля 2019 года состоялось очередное заседание Научно-консультативного Совета при Конституционном суде Республики Саха (Якутия). Тема заседания: «Современные проблемы и перспективы государственной политики в сфере правового регулирования жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера как приоритетной задачи публичной власти».
Уполномоченный выступил на Совете с основным докладом на тему «Проблемные вопросы реализации прав коренных малочисленных народов Севера».
В начале выступления Константин Роббек отметил, что существует достаточно широкая нормативно-правовая база в области развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Помимо международных актов, таких как Декларация ООН о правах коренных народов и другие, на федеральном уровне были разработаны и приняты три федеральных закона, а также Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Кроме того, в Республике Саха (Якутия) действует более двадцати законов, регулирующих общественные отношения в сфере социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Севера.
Далее отметил, что, несмотря на наличие широкой законодательной базы, регулирующей особые права коренных малочисленных народов Севера, остаются нерешенными некоторые основополагающие проблемы, от решения которых во многом зависит вопросы реализации прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера.
В частности до сих пор не решается вопрос кто такие эти «мифические» представители коренных малочисленных народов, на которых распространяются положения Конституции Российской Федерации, специализированные федеральные и региональные нормативно-правовые акты, которыми устанавливаются особые права.
Федеральные органы государственной власти предлагают решение данной проблемы путем создания соответствующего Реестра коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Предполагается, что в реестр будут внесены сведения о представителях коренных малочисленных народов, занятых в традиционных видах хозяйственной деятельности. Но при этом значительная часть коренных малочисленных народов не будет включена в данный реестр.
Кроме того, существуют предложения по созданию Списка коренных малочисленных народов, куда будут включены представители, постоянно проживающие в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. При этом опять же не будет учтена значительная часть коренных малочисленных народов, проживающая не в местах традиционного проживания.
Поэтому данные предложения не позволят, в представленных вариантах, в полной мере охватить всех представителей коренных малочисленных народов. Соответственно, без учета всех коренных малочисленных народов невозможно принятие правильных управленческих решений, способствующих наиболее полной реализации прав и законных интересов коренных малочисленных народов.
В связи с этим, в первую очередь, органам государственной власти Республики Саха (Якутия) рекомендую обратить внимание на решение вопроса документального определения национальной принадлежности.
Только после решения данного вопроса можно ставить вопрос о необходимости создания соответствующих реестров, списков и организации адекватной системы государственного статистического мониторинга состояния коренных малочисленных народов.
Как уже неоднократно отмечал Уполномоченный, наиболее разумным представляется для решения данного вопроса внесение дополнения в п.5 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 8.07.1997 г. №828. В абзаце п.5 «по желанию гражданина в паспорте также производятся отметки» дополнить «сведения о национальной принадлежности».
Это позволит реализовать конституционное право «определять и указывать свою национальную принадлежность» (ст. 26 Конституции РФ) не только представителям коренных малочисленных народов Севера, но и всем гражданам России.
Вторая проблема, на которую обратил внимание Уполномоченный это Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8.05.2009 №631-р.
В субъектах Российской Федерации такие места определены на различном уровне: В Приморском крае, Амурской области на уровне муниципальных районов. В Хабаровском и Камчатском краях, Чукотском автономном округе на уровне муниципальных районов и городских округов. В Магаданской и Сахалинской областях на уровне городских округов.
В Якутии, единый перечень установлен на уровне поселений (наслегов). Это было принято в 2000 году Законом Республики Саха (Якутия) с тем, чтобы средства на поддержку социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера шли непосредственно на развитие этих национальных сел.
В настоящий момент, в Республике Саха (Якутия) люди по тем или иным причинам поменявшие место жительства, пусть даже в пределах одного района оказались лишены возможности реализации своих прав и интересов, как представителей коренных малочисленных народов Севера.
Далее обратил внимание, на то, что Государственной Думой Федерального Собрания РФ был принят федеральный закон №350-ФЗ от 03.10.2018 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».
П. 4 ч.1 ст.11 федерального закона №166-ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлено, что социальная пенсия по старости назначается тем гражданам из числа малочисленных народов Севера, которые постоянно проживают в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии.
Ч.6 ст. 11 гласит: «Перечень малочисленных народов Севера и перечень районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, утверждаются Правительством Российской Федерации».
Правительством Российской Федерации принято соответствующее Постановление №1049 от 01.10.2015 г. «Об утверждении перечня малочисленных народов Севера и перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости».
К сожалению, вышеуказанным Постановлением, районы проживания коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия) ограничены границами конкретных сел. К примеру представитель малочисленных народов поменявший место жительство с села Сегян-Кюель на село Батамай в пределах Кировского эвенского национального наслега теряет право на установление социальной пенсии, как представитель народов Севера.
В качестве одного из механизмов реализации Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации №132-р от 04.02.2009 года, предусмотрено «организация системы государственного статистического мониторинга состояния малочисленных народов Севера, соответствующей международным рекомендациям в области защиты прав коренных народов».
За годы, прошедшие с момента утверждения Концепции, система государственного статистического мониторинга состояния коренных малочисленных народов Севера не создано. Данная норма установленная Концепцией осталась декларативной. Существовавшая ранее система и методика сбора и анализа экономических и социальных показателей районов проживания малочисленных народов Севера государственными органами статистики упразднена.
Помимо этого, до сих пор полностью не решены земельные вопросы. Благодаря работе органов государственной власти удалось решить вопрос создания и установления границ территорий традиционного природопользования. Однако сложными остаются вопросы правообладания общинами и представителями коренных народов земельными участками, охотничьими угодьями и рыбопромысловыми участками. Без решения этих вопросов невозможно налаживание конструктивных взаимоотношений с хозяйствующими субъектами.
Опыт такой работы в Республике Саха (Якутия) уже имеется, когда благодаря государственной программе Республики Саха (Якутия) «Управление собственностью на 2012-2016 годы» проведены кадастровые и землеустроительные работы в отношении территорий традиционного природопользования 230 родовых общин.
В настоящий момент назрела настоятельная необходимость вернуться к данному вопросу еще раз. Возможно, стоит шире решать этот вопрос, в том числе рассмотреть возможность оказания содействия общинам со стороны Правительства Республики Саха (Якутия) не только в закреплении земельных участков, но также и по закреплению охотничьих угодий и рыбопромысловых участков.
Без решения земельных вопросов невозможно решить вопрос установления тесных конструктивных взаимоотношений с промышленными предприятиями, работающими в местах традиционного проживания.
Отметил, что федеральными подзаконными актами регулирующими вопросы в области охоты и рыболовства, нарушаются права коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в части реализации приоритетных прав на пользование животным миром, установленные ст.49 федерального закона от 24.04.1995 г. №52-ФЗ «О животном мире».
В заключение выступления Уполномоченный отметил, что Концепцией устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации определено семь приоритетных задач для достижения стратегической цели, заложенной в Концепции. Одной из них является сохранение культурного наследия малочисленных народов Севера.
Учитывая интенсивное промышленное освоение территорий традиционного проживания коренных народов Якутии возникает насущная необходимость решать вопросы сохранения исторических ландшафтов, связанных с формированием уникальных этнических культур народов Севера.
В связи с этим, особую насущность приобретает вопрос эффективной реализации законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской
В Республике Саха (Якутия) отсутствует практический опыт работы по включению объектов культурного наследия в виде достопримечательных мест, связанных с историей формирования коренных малочисленных народов Севера.
С учетом значимости и важности сохранения культурного наследия коренных малочисленных народов Севера отметил необходимость предусмотреть дополнительные средства на реализацию данной задачи и увеличения финансирования подпрограммы №3 «Сохранение культурного и исторического наследия, расширение доступа населения к культурным ценностям и информации» Государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие культуры в Республике Саха (Якутия) на 2018-2022 годы и на плановый период до 2026 года».
Источник: Уполномоченный по правам КМНС РС(Я)
Фото: ЯСИА
Материалы по теме:
С какими проблемами сталкиваются коренные народы Якутии
Читайте также:
Константин Роббек: «Наши рекомендации используются в работе госвласти»
По какому адресу пройдет онлайн форум? Где ссылки?