Глава Тас-Юряха рассказала, как живет единственное в Якутии бездотационное село

zoya-danilovaМаленькое село Тас-Юрях оказалось в центре новостей за последние дни. Причиной послужило и ЧП на территории газонефтедобычи и предстоящая продажа "Роснефтью" акций "Тас-Юрях Газонефтедобычи". Теперь название якутского села, что переводится как "каменная речка", выучат президент России и премьер-министр Индии, во время встречи которых будет обсуждаться сделка на сумму миллиард долларов.О том, как живется в соседстве с нефтегазодобывающими гигантами рассказал глава наслега Зоя Данилова. Предлагаем вниманию читателей ее интервью, вышедшее в последнем номере "Якутска Вечернего".

Ботуобуйинский наслег – село Тас-Юрях Мирнинского района - в этом году обещает обойтись без бюджетных дотаций. Нефтяники и газовики планируют не только сформировать местную 15-милионную казну, но и перечислить еще миллион бюджету республики. Таким образом, Тас-Юрях станет первым наслегом Якутии, который не будет залезать в республиканский бюджет.

Всего на территории Ботуобуйинского наслега работают семь газовых и нефтяных компаний, осваивающих Среднеботуобинское газоконденсатное месторождение. На пятьсот местных жителей приходится около 4 тысяч работников "Ростнефтегаза", ООО «Тас-Юрях Нефтегазодобычи», «АЛРОСА-Газа», Иркутской нефтяной компании, «Газпром Геологоразведки», «Иреляхнефти», «Сургутнефтегаза».

Богатая углеводородами земля стала спасением и проклятием Тас-Юряха. В 70-80-е годы для добычи нефти и создания подземных резервуаров ее хранения в районе села произвели семь подземных ядерных взрывов. По словам местных жителей, земля в тайге вздымалась, перекатываясь волнами вслед за взрывными. За такие испытания тогда Тас-Юрях был островком благополучия в стране всеобщего дефицита. Сюда везли бытовую технику, мебель, импортные товары. Ломились и продуктовые полки. Все изменилось с исчезновением дефицита. Новые недропользователи не всегда спешили на помощь селянам. Те в прошлом году даже жаловались на свою жизнь главе республики Егору Борисову.

«Мы надеялись на развитие инфраструктуры нашего села. Но, несмотря на все обещания, никаких изменений в лучшую сторону не произошло. Село осенью и весной утопает в болоте, внутрипоселковая дорога не отвечает никаким требованиям, благоустройство (канализация, водоснабжение) отсутствует (…). Недропользователи варварскими методами ведут разработку и добычу, вырубают многочисленные просеки и не всегда убирают порубочные остатки. Были случаи розлива нефти», - писали жители Тас-Юряха.

Глава наслега Зоя Данилова занимает свою должность уже восемь лет. В 2015-ом односельчане с минимальным перевесом в 27 голосов в третий раз избрали ее главой. До этого Данилову осудили: в 2013 году прокуратура уличила ее в игнорировании обращений земляков и отсутствии официального сайта администрации. Выписанный штраф 8 тысяч Данилова заплатила из бюджета поселения, за что получила новый штраф и судимость за растрату. После длительных разбирательств дело все же прекратили за малозначительностью. И глава получила право баллотироваться на следующий срок.

Зоя Данилова, глава Ботуобуйинского наслега:

- У нас в селе практически нет безработных. В основном, люди трудятся в нефтяных и газовых компаниях. Я контактирую со всеми генеральными директорами, прошу взять наших людей на работу. Не все идут навстречу, но многие.

- Какие еще плюсы получило село от соседства с крупными нефтегазовыми компаниями?

- В общем, мы живем неплохо. У нас большая школа, амбулатория, детский сад, центральное отопление. В село подвели газ, за счет бюджета провели его малоимущим. АЛРОСА выделила деньги на строительство нового детского сада. К нам зашли МТС и Билайн. Кроме 15 млн рублей годового бюджета недропользователи выделяют наслегу в год еще миллионов по 10 в виде спонсорской помощи. Тратим их на ремонт дороги, социальных объектов. Главное, что молодежь у нас остается, многие ребята строятся. У нас чуть более ста пенсионеров и столько же молодежи.

- Зоя Христофоровна, развитие промышленности неминуемо влечет за собой урон экологии, уничтожение охотничьих угодий, живности в водоемах. Ваши земляки рассказывают, что река Тас-Юрях, из которой раньше пили воду, практически перестала существовать. Под угрозой и Улахан Ботуобуйа, в верховьях которой нефтяники хотят построить водозабор для собственных нужд. Насколько под напором промышленных гигантов вам удается отстоять интересы селян на чистую воду в реках и богатые дичью леса?

- Тас-Юрях находится в междуречье реки Тас-Юрях и Улахан Ботуобуйи. На реке Тас –Юрях стоят «АЛРОСА-Газ» и «Ростнефтегаз». Она действительно сейчас очень мелкая. Но у нас уже третий год выдался засушливым. Причину, наверное, нужно искать и в этом. Что касается Улахан Ботуобуйи, то будем решать всем селом, разрешим ли «Тас-Юрях Нефтегазодобычи» строить водозабор  в 70 километрах вверх по течению. Если нет, то пусть ищут другие реки или озера, которых у нас много. Тем более, что имеется пять вариантов строительства водозабора. Я лично считаю, что Улахан Ботуобуйю трогать нельзя. Когда Тас-Юрях обмелел, стал зимой промерзать до дна. Воду мы теперь берем в Ботуобуйе. А летом по ней на сенокосные угодья ездим, рыбачим, живем на ней. А что собственно, вообще, здесь зависит от главы поселения? По Лесному и Водному кодексам землями и водными ресурсами распоряжается Российская Федерация. Так что я сама ничего никому не отдаю.

Наша экология серьезно пострадала от подземных ядерных взрывов. В прошлом году к нам приезжали специалисты Республиканского радиологического центра, брали пробы земли и воды. Я направила запрос в министерство охраны природы, чтобы нас ознакомили с результатами. Чтобы хоть как-то защитить наше право жить среди чистой тайги, у себя в наслеге мы создали территорию традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера. Это еще один козырь в работе с недропользователями. Теперь у нас все работы, которые ведут компании, обсуждаются  на общественных слушаниях в Мирном. В них принимают участие члены родовых общин, наши и районные депутаты. Мы также добились, чтобы недропользователи минимум раз в год отчитывались перед населением о своей работе.

- Ну, прямо у вас какие-то идеальные взаимоотношения…

- Конечно, не все гладко. Для нас тайга - это все.  Мы потомки Брагатского тунгусского рода, который попал еще в отчет первой имперской переписи 1895 года. У нас в генах охотиться. Отсюда у нас и бережное отношение к своей природе. Мы ее боготворим.

- И все-таки в ваш адрес сыпались обвинения в том, что нефтяные компании вас купили. Вроде бы лодки и бураны вашим родственникам подарили.

- Никаких таких подарков мне не делали. Мы с мужем, в общем, люди обеспеченные, а дети уже взрослые. Село маленькое, каждый житель на виду. Что касательно родственников, то у меня все село – родственники.

- Что даст жителям села тот факт, что бюджет наслега станет бездотационным?

- Прежде всего, это большая ответственность. Мы к этому стремились многие годы. Надеюсь, что все-таки получим реальные дивиденды от своей бездотационности.

Бюджетный кодекс благоволит к тем, кто сам зарабатывает, а не просит дотаций. Им позволено пересмотреть штатное расписание, увеличить зарплату чиновникам, тратить деньги на непредусмотренные законом нужды. Но пользоваться такой свободой поселение сможет лишь через три года, если будет исправно отказываться от бюджетных вливаний. Испытательный срок для Тас-Юряха уже начался. Впрочем, как оказалось, в этом нет большой заслуги его жителей. Просто повезло жить на нефти. Ну, или не повезло.

Источник: Сергей СУМЧЕНКО, "Якутск Вечерний"

 

© Ассоциация КМНС Республика Саха (Якутия)

 

Читайте также:

ОБСУЖДАЕТСЯ ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТТП РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЗНАЧЕНИЯ

ЕЛЕНА ГОЛОМАРЁВА: ЛЮДЯМ НУЖНО РАЗЪЯСНЯТЬ О СОЗДАНИИ ТЕРРИТОРИЙ ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

УЧЕТ ИНТЕРЕСОВ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ В СФЕРЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ

ОБЩЕСТВЕННОСТЬ КМНС НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ: «МЫ ХОТИМ РАВНОПРАВНОГО ДИАЛОГА, ОСНОВАННОГО НА УВАЖЕНИИ»

 

 

 

 

 

Похожие записи:
Оставьте свой комментарий!

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.



Яндекс.Метрика