«ПОВЫШЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ – ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ НАРОДА…»

shadrin_v1Цикл материалов ко Дню Арктики 2016 года «Пульс Арктики» с экспертами по вопросам коренных малочисленных народов Севера.

Продолжение интервью с первым вице-президентом Ассоциации коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия) Вячеславом Шадриным, председателем Совета старейшин юкагиров.

Начало в № 7 газеты «Илкэн» за 2015 год или здесь>>>.

Вячеслав Иванович заслуженно является специалистом по широкому ряду вопросов по культуре, истории, образованию, традиционным знаниям и отраслям хозяйствования северных народов.

– Мы много пишем о взаимодействии промышленных компаний и коренных народов. Но зачастую воз и ныне там – общины довольствуются разовыми выплатами, в лучшем случае наслегам выплачивают незначительные суммы. Получила ли поддержку Ваша инициатива, озвученная уже неоднократно с высоких трибун, о создании совместных предприятий с введением членов общин в администрацию предприятия и распределением акций жителям наслега?

– Вопрос взаимодействия промышленников и коренных народов очень сложный. Интенсивное промышленное освоение природных ресурсов существенно сокращает возможности ведения традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера: из традиционного хозяйственного оборота изымаются значительные площади оленьих пастбищ и охотничьих угодий, часть используемых прежде для традиционных промыслов земель и водоемов в связи с экологическими проблемами теряют свое назначение. К потере или резкому ухудшению состояния традиционных земель ведут также строительство дорог, трубопроводов и другие элементы инфраструктуры, использование тяжелых транспортных средств и строительной техники различного назначения, другие виды техногенного воздействия на природу.

Для создания прочных основ устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Якутии важно сбалансировать решение задач промышленного освоения с сохранением традиционных видов хозяйственной деятельности народов Севера. Поэтому необходимо перевести взаимодействие промышленных компаний и коренного населения на путь диалога. У нас, в Республике Саха (Якутия), принято несколько законов, направленных на это – это законы «О территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера», «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера», «О защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера». Можно сказать, что в республике существует «правовое принуждение» к диалогу: если принятые законы будут исполняться, то промышленные компании будут договариваться с нашими общинами и компенсировать наносимый ущерб. Надежду на это дают и прошедшие парламентские слушания в апреле этого года, где с подобной позицией выступило и Правительство республики.

Конечно, практика пока небольшая и заключенные договора носят, в основном, рамочный характер, общины довольствуются разовыми выплатами, а наслега получают незначительную помощь. Но это только начало пути, нашему опыту не более пяти лет. Руководителям общин и местных администраций надо быть юридически подкованными и настойчивыми в отстаивании своих прав, что показывает опыт Беллетского (Марфусалов Д.Д.) и Тянского (Николаев А.П.) эвенкийских национальных наслегов, только тогда можно добиваться результатов и признания своих прав.

Что касается достижения соуправления, создания совместных предприятий с введением членов общин в администрацию предприятия и распределением акций жителям наслегов, это, к сожалению, пока остается только мечтой. Но к этому надо стремиться, опыт американских индейцев, шедших к этому более 30 лет, может быть определенным примером.

– В России сложилось мнение, что наша республика является лидером в сфере защиты прав коренного населения. Разделяете ли Вы это утверждение? Наличие большого числа законов, регламентирующих жизнедеятельность коренных малочисленных народов Севера, еще не является гарантией справедливого отношения к северянам – например в законе "О домашнем северном оленеводстве" есть статьи о социальных гарантиях, которые никто из оленеводов, чумработниц ни разу не получал. И, самое интересное, за всю его долгую уже историю существования не было ни одного случая обращения в суд по поводу неисполнения данных статей закона. То же самое можно сказать и о законе "О государственной поддержке СМИ, издаваемых (выходящих) на языках КМНС РС(Я)". В законе не прописан механизм финансирования вновь созданных СМИ. Как результат ни одного нового СМИ не было создано, да и не было даже обращений по этому поводу в Департамент по делам печати и телерадиовещания РС(Я). Что необходимо предпринять для того, чтоб законы работали? Согласны ли Вы, что работоспособность законов прямо пропорциональна активности населения?

– Я согласен, что наша республика является одним из российских лидеров в сфере правового обеспечения прав коренного населения – у нас принят 21 республиканский закон, направленных на решение вопросов народов Севера.

С другой стороны, вы правы, что большинство законов у нас не полностью работоспособны. И причин здесь много. С одной стороны, это правовые ножницы, когда одни законы противоречат другим и потому нереализуемы. С другой стороны, у многих законов не прописаны механизмы реализации как в случае с указанным вами законом о СМИ. И здесь же третья причина, о которой вы упомянули, это нехватка финансовых средств. Так, социальные гарантии оленеводам и чумработницам не обеспечиваются, т.к. не предусмотрено их финансирование. Понятно, что сами оленеводческие хозяйства не могут их профинансировать, а в бюджете на это средств нет.

И вот тут можно говорить и о следующем факторе, на который вы обратили внимание. Действительно, это пассивность людей в отстаивании своих прав. Мы ждем, что кто-то решит, выполнит, предоставит, за нас это сделает и т.д., но только не мы сами. Мало писать запросы, жалобы, нужно требовать, добиваться, бороться. Ну и, конечно, судиться. Только через суд можно добиваться исполнения своих прав. А у нас так не принято. Суд нас касается только, если мы что-то сделали или не сделали и виноваты. У нас нет других прецедентов. Поэтому я соглашусь, что работоспособность законов прямо пропорциональна активности населения.

– Напрашивается вывод, что представители народов Севера не знают о своих правах, о наличии всех этих действительно необходимых законов, не опирается на них в своей повседневной жизни. Как изменить эту ситуацию? Есть ли необходимость создания такой организации в Якутии, где будет общая бухгалтерия для всех общин, юристы, психологи, экономисты.

– Представители коренных малочисленных народов Севера действительно чаще не знают о своих правах, а если и знают, то не знают, как ими воспользоваться в реальной жизни. Поэтому нужны семинары, курсы повышения правовой грамотности по правам народов Севера, которые должны проводиться в местах их компактного проживания. Конечно, помимо Ассоциации коренных малочисленных народов Севера нужны и другие организации разных форм, которые должны этим заниматься, предоставлять и разные услуги. Давно назрела необходимость организаций, оказывающих юридическую помощь и дающих консультации. Нужны и организации, предоставляющие бухгалтерские и иные услуги нашим общинам и НКО. Чем разнообразней будет спектр деятельности таких организаций, тем лучше.

 

Андрей Исаков, Газета «Илкэн»

© Ассоциация КМНС Республика Саха (Якутия)

 

Читайте также:

ВЯЧЕСЛАВ ШАДРИН: ПОДГОТОВКА КАДРОВ ИЗ ЧИСЛА КМНС НА НИЗКОМ УРОВНЕ

 

Похожие записи:
Оставьте свой комментарий!

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.



Яндекс.Метрика