Вячеслав Шадрин: Подготовка кадров из числа КМНС на низком уровне

shadrin_v1Цикл материалов ко Дню Арктики 2016 года «Пульс Арктики» с экспертами по вопросам КМНС.

Открывает новую рубрику интервью с первым вице-президентом Ассоциации коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия) Вячеславом Шадриным, научным сотрудником ИГИиПМНС СО РАН.

Вячеслав Иванович заслуженно считается экспертом по широкому ряду вопросов по культуре, истории, образованию, традиционным знаниям и отраслям хозяйствования северных народов.

- Сейчас пора поступлений в учебные заведения. Считается, ребята с мест компактного проживания КМНС находятся в значительно худших условиях, порой и вовсе являясь неконкурентноспособными - в маленьких населенных пунктах не ведутся некоторые предметы в виду отсутствия преподавателей, а те, что ведутся, ненадлежащего качества, опять-таки в виду нехватки кадров. Согласны ли Вы с этим утверждением? Что можно сделать для повышения конкурентноспособности наших ребят?

- Действительно, во многих наших школах нет квалифицированных учителей физики, химии, иностранного языка, информатики. И это является причиной того, что на большую часть специальностей дети из мест компактного проживания фактически лишены возможности поступить. Особенно это касается технических специальностей.

Конечно, Министерство образования республики пытается решить эту проблему заключением целевых договоров на 5 лет с 50-ти процентной оплатой приобретаемого жилья для специалистов, выезжающих на работу в школы северных и арктических улусов. Эта мера помогает решить вопрос, но только частично и временно. Посмотрите сами:

Во-первых, нет никаких требований к качеству работы специалистов, выезжающих по данным договорам. Многие только «отрабатывают» этот срок, давая и соответствующие знания.

Во-вторых, часто уровень преподавания указанных специалистов бывает объективно низким потому, что большинство из них начинают свою педагогическую деятельность, придя в школу сразу после ВУЗа. К сожалению, «освоив азы» профессионального мастерства, они уезжают из наших сел, т.к. срок договора оканчивается. Оставшихся специалистов после пяти лет работы можно пересчитать по пальцам.

В-третьих, будем считать, что приедет квалифицированный специалист, но 5 лет слишком маленький временной отрезок для преподавания большинства учебных дисциплин, цикл обучения с 5 по 11 класс занимает 7 лет.  Так, за эти годы только один класс получит квалифицированную подготовку по физике (с 7 по 11 класс) или два выпуска по химии (с 8 по 11 класс), по остальным предметам (иностранный язык, информатика, другие), где курс обучения дольше, данного срока недостаточно. Кому-то (очень немногим) повезет, остальным нет.

Поэтому можно рассмотреть и такие варианты решения в рамках этой системы:

- продление сроков договоров с данными специалистами еще на 3 года с условием 100 % выплаты стоимости жилья по нормативу при ходатайстве администрации школы (за 8 лет работы);

- предусмотреть систему бонусов за результаты обучения (например, за успешную сдачу ЕГЭ по предмету и поступления в ВУЗы).

Конечно нужны и другие шаги.

Так, студентов старших курсов или магистрантов педагогических специальностей можно было бы направлять на полгода в качестве преподавателей-тьюторов (студенты четвертого года обучения бакалавриата вели бы уроки в первом полугодии, а магистранты первого года во втором полугодии), что было бы для них и серьезной педагогической практикой, и возможностью заработать, а для школ – хоть какой-либо альтернативой для преподавания данных предметов.

Еще, при деятельности в районе или на территории наслега промышленных предприятий включать в договора/соглашения пункты о выплате дополнительного материального стимулирования для учителей, приезжающих работать по договору, за счет данных предприятий.

Или, у нас до сих пор недостаточно активно используются методы дистанционного обучения, включая Интернет и электронные пособия. Есть много высококвалифицированных специалистов в Якутске, районных центрах, которые могли бы по договору работать дистанционно, еженедельно выходя на связь хотя бы по телефону и выезжая очно раз в четверть/полгода в школы для контроля. Для этого в школах нужно организовать работу  воспитателей-тьюторов, ведущих учебный процесс (учитывая ситуацию с безработицей в наших селах, многие не упустили бы такую возможность заработка).

В продолжение вышеуказанного, эту работу могли бы организовать методические службы улусных управлений образования, которые для решения этих проблем привлекли бы улусные методические объединения предметников, включая такие формы работы, как шефства, базовые школы, дистанционное обучение, десанты погружения, курсы выравнивания и т.д.

Конечно, есть много разных путей решения проблемы, но для этого нужны неравнодушие, желание, труд и креативность как руководителей образовательных учреждений, так и руководителей образования на улусном и республиканском уровнях.

Обращу внимание еще на один аспект: у нас все говорят о «льготах» при поступлении в ВУЗы для коренных малочисленных народах Севера. Только ленивый не говорит об этом! Но это заблуждение!! Уже более 20 лет льгот по национальному признаку для поступающих нет. Давно (почти 10 лет) нет и целевых мест, которые были у Департамента по делам народов. Сохраняются целевые места для улусов (а направления они дают любому выпускнику из своего улуса вне зависимости от национальности) и предприятий и учреждений (но там подавно нет национального подхода). Единственно подобная льгота возникает только при равенстве баллов!

А ведь никто не отменял Распоряжения Правительства о 10 % целевых мест для коренных малочисленных народах Севера. Его просто забыли. Иногда ВУЗы пытаются привести какие-нибудь цифры для ответа на наши (АКМНС РС(Я)) или органов власти запросы о поступаемости северян, чтобы продекларировать «заботу» о нас и показать «наши» успехи. Но ситуация-то с подготовкой кадров действительно катастрофически ухудшилась. Может стоит вернуть целевую подготовку кадров для мест компактного проживания коренных малочисленных народах Севера?!

- Вы в свое время были и директором школы, не понаслышке знаете о необходимости проведения профориентационных занятий. У наших северных народов сложился внушительный перекос в полученных специальностях на образовательную и медицинскую сферу (хотя говорим, что учителей и медицинских работников в глубинке не хватает).  Что надо сделать, чтоб переломить устоявшуюся тенденцию получения подобных специальностей? Одним из выходов могли бы стать договорные отношения с промышленными компаниями на примере общины "Бугат".

- Да, действительно, сложилась парадоксальная ситуация – в 21 веке наши дети не знают по каким специальностям ведется подготовка в ВУЗах и ССУЗах республики. И это несмотря на наличие у многих Интернета и мобильных телефонов. Давно уже нет профориентационных десантов ВУЗов, ССУЗов, промышленных компаний в глубинку, только если это не поблизости. А ведь эту работу необходимо начинать уже с начальных классов. Тем более, что можно заранее получить всю информацию о вступительных испытаниях, чтобы подготовку к ЕГЭ начинать уже со среднего звена.

Вы говорите о перекосе в подготовке кадров. Но это не касается большинства учительских специальностей, тем более врачей. Сегодня, это относится только к учителям родных языков. Кстати, в продолжение поднятой темы в предыдущем вопросе, в указанных выше условиях, только на кафедру северной филологии наши дети поступают вне конкуренции, т.к. наши дети оказываются конкурентноспособны только при сдаче экзаменов по родным языкам. Сегодня, это можно уже констатировать, проблем с наличием учителей эвенского и юкагирского языка нет. Есть вопросы к их уровню владения родным языком и их желанием работать в школах в своих селах. Другой вопрос – снижение количества мест, выделяемых кафедре северной филологии (с 15 мест при открытии в начале 1990-х годов до 3-х бюджетных в наши дни).

Чтобы как-то расширить линейку специальностей при подготовке учителей, мы предлагаем СВФУ применять систему двойного дипломирования. Т.е. чтобы студент кафедры северной филологии помимо специальности «учитель родного языка», получал специальность «учитель иностранного языка», «журналист», «учитель истории и обществознания», «культуролог», «воспитатель», «социальный педагог» и другие. О подобной возможности, говорит то, что уже два года ведется подготовка подобных специалистов со специальностью «учитель начальных классов».

Конечно, опять идет речь о специалистах-гуманитариях. Но что мешает после апробирования подготовки специалистов гуманитарного профиля перейти на подготовку специалистов и по специальностям «эколог», «учитель географии», «учитель биологии», «экономист», «юрист» и т.д. с соответствующим вступительным экзаменом?

Есть и другой путь, который вы предложили - договорные отношения с промышленными компаниями. Да, эти компании могли бы вести целевую подготовку специалистов для своих нужд из числа народов Севера. Понятно, что при отсутствии учителя физики ЕГЭ по физике не сдать, поэтому прямой путь в ВУЗы, скорей всего, будет закрыт. Но можно пойти и путем первоначальной учебы в ССУЗе, а затем по договору в ВУЗе. Такую возможность нашим общинам, особенно в районах промышленного освоения, нужно использовать.

(Продолжение следует)

 

Андрей Исаков

© Ассоциация КМНС Республика Саха (Якутия)

 

Ссылки по теме:

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

 

Похожие записи:
Оставьте свой комментарий!

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.



Яндекс.Метрика