Здесь добывают газ и пасут оленей

Наш журналист побывал на Ямале

От края до края белой тундры, словно огромный серый ковер, колыхалось рогатое оленье стадо. Казалось, что нет оленям числа, так много их было...

Мы на ямальской тундре! Здесь пасутся 700 тысяч домашних северных красавцев, такого нет нигде в мире. Возле яранг нас, участников Международного конгресса СМИ «Арктический Медиамир» (Arctic Media Worid), встречают хозяева со строганиной на подносах, совсем как в Якутии. Это третий день нашего пребывания на гостеприимной земле Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО). Впрочем, все по порядку.

СПРАВКА

ЯНАО расположен в арктической зоне Западно-Сибирской равнины. Территория 770 тыс.кв.км. Население - более 540 тыс.человек, в т.ч. 42 тысячи представителей КМНС

Столица - город Салехард, основан русскими казаками, как Обдорская крепость в 1595 году. Ямал - крупнейший поставщик нефти и газа в России.

САБЕТТА. ВСЕ СДЕЛАНО РУКАМИ ЧЕЛОВЕКА

День первый. Самолет из Москвы приземляется в международном аэропорту поселка газовиков Сабетта.

В декабре 2017 года президент России Владимир Путин дал старт загрузке первого танкера-газовоза на заводе «Ямал СПГ». Проектная мощность новой технологической линии по производству сжиженного природного газа (СПГ) составляет 5,5 млн тонн в год. Сегодня здесь добывается 10 процентов всех жидких углеводородов и 80 процентов газа страны. Отсюда газ и нефть идут в европейскую часть России, далее в страны ближнего и дальнего зарубежья. Недавно лидер страны дал старт работе третьей технологической линии завода «Ямал СПГ»...

Нам показали всю масштабную мощность уникального завода по сжижению газа, оснащенного по последнему слову техники. От цифр, про которых рассказывают нам гиды, становится ясно: почему Ямал признанный лидер по промышленности среди арктических регионов. Начальные суммарные ресурсы региона оцениваются в 147 трлн куб.м по газу и 19 млрд тонн по нефти и 9,8 млрд тонн -- по конденсату. С начала освоения добыто 16 трлн куб.м. газа. При этом нам сказали, что на заводе соблюдается жесткий экологический режим, все природоохранные мероприятия проходят по плану.

И еще. В Сабетте все создано руками и умом человека на голой тундре. Здесь одновременно работают и живут более 30 тысяч вахтовиков, по сути, это маленький город, где есть аэропорт, морская гавань, благоустроенные общежития...

Вечером авиалайнер берет курс в столицу Ямала - Салехард.

КАК ЖИВЕТСЯ НА ЯМАЛЕ СЕВЕРЯНАМ?

Не буду описывать, как нас встретили ямальцы в аэропорту Салехарда, показали монумент-символ Полярного круга и Обдорскую ярмарку с восстановленными строениями бывшей деревянной крепости.

Два дня в культурно деловом центре шло обсуждение трех основных вопросов повестки дня: «Экология в Арктике», «Социально-экономическое развитие Арктики» и «Сохранение традиционных отраслей коренных народов Севера». Модераторами и экспертами в секциях выступили известные журналисты и ученые из Москвы и зарубежья.

Меня, как человека, впервые прибывшего на Ямал, больше интересовали вопросы жизнедеятельности коренных этносов, как они живут в условиях большого промышленного освоения недровых богатств округа?

Итак. Как нам поведали, особое внимание при реализации крупных проектов правительство ЯНАО уделяет экологии. Сегодня общая площадь особо охраняемых территорий региона - 8 млн га (80 тыс.кв.км) при общей площади округа - 770 тыс.кв.км. Словом, ООПТ имеют более 10 процентов территории Ямала.

Идет проект по очистке арктических территорий. Так, для очистки острова Белый в Карском море организовано при содействии компаний 11 экспедиций, в которых приняли участие 150 волонтеров из 17 регионов страны и семи стран мира. За пять лет очищено 70 га земли, собрано 1200 тонн металлолома. Аналогичные работы начаты на острове Вилькицкого.

Как сказано выше, по переписи 2010 года в ЯНАО живут 42 КМНС, из них ненцы - 29,8 тыс.человек, ханты - 9,5 тыс., селькупы - 2 тыс, манси - 166 человек. Кочевой образ жизни ведут 16,5 тыс.чел (3717 семей, 49 процентов от всех КМНС). С 2002 по 2010 годы численность коренных этносов на Ямале выросло более на 4 тыс.чел.

В регионе действуют 40 законов и более 300 подзаконных актов, 14 госпрограмм, направленных на улучшение жизни коренных северян.

Как обстоит дело с материальным обеспечением? Образовано более 50 пунктов сети факторий, обслуживающих более 18 тыс.человек, где им предоставляются разные услуги. За последние шесть лет кочевникам за счет средств бюджета округа приобретено 1158 комплектов спутниковой связи. Это работа продолжается. Как говорят сами северяне, обеспечение надежной связью, особенно там, где нет сотовой связи, налажена хорошо.

В ЯНАО работают 23 школы-интерната, в которых обучается около 9 тысяч учащихся. Реализуется проект «Кочевая школа», правда, не все мои собеседники -- кочевые оленеводы, приветствует это дело: мол, все дети должны учиться вместе с остальными сверстниками в поселках. «Не дело, когда в стадо приезжают на несколько дней учителя, это не дает должного эффекта, к тому же у нас нет проблем с дорогами и проездом в поселки и города...», - говорили мне противники «кочевого» обучения».

В Ямале издаются газеты на языках КМНС «Нарьяна Нгэрм», «Лув Авт», местные телевидение включает программы на их языках. Недавно губернатор округа Дмитрий Артюхов пообещал, что в 2019 году они окажут существенную помощь в увеличении тиражей вышеназванных газет и укреплении их материальной базы.

ВСТРЕЧИ НА ЯМАЛЬСКОЙ ТУНДРЕ

Вторая половина последнего дня пребывания на ямальской была посвящена посещению стойбища оленеводов, специально выстроенного для гостей форума.

«Меня зовут Павел Атаман, всю жизнь кочую с оленями, - говорит хозяин одного из чумов, куда я зашел погреться. - Олени у меня частные, около 150 голов, нашей семье этого достаточно».

В летнее время он рыбачит, добычу сдает в местный рыбзавод. Пока он ставит сети и проверяет улов за оленями присматривают жена Нина Николаевна с семьей младшего сына. В семье Павла Бетовича четверо дочерей и сын. Оказалось, что у Атамана своя территория выпаса радиусом сто километров. Забивает ли оленей? Да, иногда сдают мясо на продажу, но в основном для себя. Главный источник дохода в семье это рыболовство. Правда, сейчас не разрешается ловит белорыбицу. Зимой хорошо ловится налим. Как он сказал, оленей сейчас на Ямале много. Есть немало общин, у которых поголовье доходит до 10 и более тысячи голов. Им выплачиваются субсидии из госбюджета за каждого оленя. Они-то и занимаются сдачей оленины в перерабатывающие предприятия. Кстати, в магазинах Салехарда мяса, действительно, много, все в брикетах, в вакуумной упаковке, консервированные и т. д. Хватает и разной рыбы.

- Бывало приезжаешь в поселок проведать детей и внуков, - улыбается мой собеседник. - Но больше двух дней с супругой не выдерживаем, душно в квартире, да и все там непривычно нам. То ли дело тундра, простор и свобода, мы другой жизни для себя не представляем...

В другом чуме встречаю ученицу школы-интерната Ангелину Лаптандер, приехавшую к родителям в стойбище, чтобы помочь при встрече гостей. «На выходные всегда приезжаю в тундру. Мама Ольга Николаевна и отец Виктор Егорович всю жизнь пасут в тундре оленей, у них своих 300 оленей. Дедушка с бабушкой сейчас в поселке, им за 80 лет, потому уже не могут кочевать. Родной ненецкий язык знаю, изучаем в школе. Среди нас есть не только ненцы, но и ханты, коми, селькупы. Многие живут в интернате, потому как их родители постоянно кочуют, я живу в доме родителей. У меня два брата студенты, младший тоже школьник», - делится новостями Ангелина.

ПАСТБИЩ МЕНЬШЕ, ОЛЕНЕЙ БОЛЬШЕ

Как уже упоминал, на Ямале 700 тысяч домашних оленей, из них 480 тысяч, или две трети поголовья сосредоточены у оленеводов-частников.

Основная проблема, с которой сталкиваются ямальские пастухи - это нехватка пастбищ. Как считают ученые, нагрузка на пастбища сейчас в семь раз больше, чем должна быть. Кроме того, есть немало случаев нападений на животных стай одичавших собак и пришлых «дикарей», увозящих самок. Так как разросшиеся стада подрывают кормовую базу нынешних пастбищ, то специалисты, да и сами тундровики все чаще смотрят в сторону юга Ямала, где много леса, там и ягельники нетронутые, и загоны оборудовать проще, чем на открытом пространстве. Правда, основная масса кочевников относится к лесной альтернативе с осторожностью и недоверием. Чаще это объясняется большими затратами на обустройство необходимой инфраструктуры в условиях тайги.

И еще. Ежегодно округ тратит на господдержку оленеводства около 900 миллионов рублей. Но даже эти внушительные суммы не могут решить проблему дефицита оленьих пастбищ. Потому округ заинтересован в освоении лесной зоны и изгородного оленеводства. На будущий год здесь предусмотрены гранты на развитие этих направлений.

Валентин ХРИСТОФОРОВ

Якутск - Москва - Сабетта - Салехард - Якутск

 

© Ассоциация КМНС Республика Саха (Якутия)

 

Читайте также:

Встречи на ямальской земле

 

Похожие записи:
Оставьте свой комментарий!

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.



Яндекс.Метрика