К.В. Роббек
Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Севера РС(Я)
Пленарное заседание VII Съезда коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)
21 марта 2018 г., Якутск
Уважаемые делегаты и участники Съезда!
Поздравляю всех участников со знаменательным событием – проведением VII Съезда коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия).
Со времени проведения предыдущего съезда произошло множество событий в жизни коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия). Есть как позитивные факторы, так и негативные моменты в социально-экономическом и культурном развитии коренных малочисленных народов Севера.
В ряду положительных моментов можно отнести возросшее внимание органов государственной власти, как федеральных, так и республиканских к проблемным вопросам развития народов Севера. Безусловно, в первую очередь, это связано с общим вектором развития Российской Федерации, направленным в первую очередь на арктические регионы.
В Якутии создана целостная система органов государственной власти реализующих государственные функции по различным аспектам жизнедеятельности народов Севера:
- Министерство по развитию институтов гражданского общества Республики Саха (Якутия);
- Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по делам Арктики;
- Постоянный комитет Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики;
- Аппарат Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия).
На федеральном уровне функции по реализации государственной политики в отношении коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока с 2015 года возложены на Федеральное агентство по делам национальностей.
Такое внимание, в первую очередь, обусловлено вашей активной общественной деятельностью, деятельностью наших этнических общественных организаций и конечно благодаря неустанной деятельности президента нашей республиканской Ассоциации Кривошапкина А.В.
Что касается деятельности института Уполномоченного, то вкратце можно сказать следующее.
В первую очередь это, безусловно, работа с обращениями граждан, устные и письменные консультации по различным вопросам реализации прав.
Аппарат Уполномоченного ведет постоянный анализ законодательства в отношении коренных народов, не только республиканского и федерального, но и законодательства других субъектов. Представляет свои заключения с замечаниями и предложениями по проектам федеральных и республиканских нормативно-правовых актов.
Кроме того, наиболее сложные вопросы реализации прав коренных народов находят свое отражение в ежегодных Докладах. При этом в рекомендациях Доклада нет требований и предложений решить все проблемы разом. Идет постепенная постановка вопросов – шаг за шагом. Например, в первых Докладах уполномоченного остро ставились вопросы создания территорий традиционного природопользования. Правительству удалось решить этот вопрос, что означало создание правовых предпосылок для полноценной реализации закона Якутии об этнологической экспертизе. В следующих докладах уже ставится вопрос о необходимости создания дорожной карты для реализации данного закона. И так далее.
Кроме того, Уполномоченный оперативно реагирует на наиболее резонансные дела, такие как расстрел домашних оленей в Булунском районе. Когда буквально на следующий день после получения сигнала удалось съездить в командировку. Удалось добиться решения вопроса о передаче дела с органов внутренних дел в органы прокуратуры. Что в немалой степени обеспечило беспристрастность в расследовании этого дела.
И по так называемому «незаконному» отстрелу оленей в Жиганском районе. Именно по запросу Уполномоченного Министерством охраны природы РС(Я) была проведена внутренняя служебная проверка. Подобный запрос по этому резонансному делу был также направлен в Министерство внутренних дел в РС(Я). И лишь на повторное обращение удалось получить ответ, что идет расследование дела в установленном порядке.
Вместе с тем, означает ли создание системы органов государственной власти, что все проблемные вопросы реализации прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера решены? Безусловно, нет.
В этой связи, учитывая лимит времени, в своем выступлении хотел бы обратить внимание делегатов съезда на ряд таких вопросов.
1. Вопрос документального определения национальной принадлежности.
Этот вопрос поднимается на самом деле очень давно. На мой взгляд самым логичным для решения вопроса на системном уровне необходимо внесение дополнения в п.5 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 8.07.1997 г. №828.
В ч.5 «по желанию гражданина в паспорте также производятся отметки» дополнить «сведения о национальной принадлежности».
В настоящее время федеральными органами исполнительной власти ведется работа по внесению изменений в федеральный закон 82-ФЗ от 30.04.1999 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» в части введения реестра коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.
Введение положения о реестре коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, по моему мнению, не решает проблему документального определения национальной принадлежности для каждого представителя народов Севера.
Однако должен отметить, что в какой то мере введение понятия о реестре позволит наладит систему статистического мониторинга за представителями коренных народов ведущих традиционное хозяйствование, которое до сих пор не реализовано.
2. В качестве одного из механизмов реализации Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации №132-р от 04.02.2009 года, предусмотрено «организация системы государственного статистического мониторинга состояния малочисленных народов Севера, соответствующей международным рекомендациям в области защиты прав коренных народов».
За годы, прошедшие с момента утверждения Концепции, система государственного статистического мониторинга состояния коренных малочисленных народов Севера не создано. Данная норма установленная Концепцией осталась декларативной. Существовавшая ранее система и методика сбора и анализа экономических и социальных показателей районов проживания малочисленных народов Севера государственными органами статистики упразднена.
3. Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации №631-р от 8.05.2009 г. Он в разных субъектах различается. Где-то на уровне муниципальных районах, где то на уровне поселений, а кое-где на уровне городских округов. Необходимо установление таких мест по единым для всей Российской Федерации критериям.
К примеру, в Якутии, единый перечень установлен на уровне поселений (наслегов). Это было принято в 2000 году Законом Республики Саха (Якутия) с тем, чтобы средства на поддержку социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера шли непосредственно на развитие этих национальных сел.
В настоящий момент, люди по тем или иным причинам поменявшие место жительства, пусть даже в пределах одного района оказались лишены возможности реализации своих прав и интересов, как представителей коренных малочисленных народов Севера.
К сожалению, Федеральное агентство по делам национальностей по данному вопросу, определило для себя, что разработкой критериев отнесения к местам традиционного проживания будет заниматься вплоть до 2021 года. И только после разработки критериев будет вносить изменения в существующий перечень мест традиционного проживания. Считаю, что это совершенно ничем не оправданные сроки.
4. В Положении о Порядке выдачи и аннулирования охотничьих билетов единого федерального образца (Приказ Минприроды России от 20.01.2011 №13), предусмотрено, что можно ставить отметку: «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов необходимом для личного потребления». До 01.01.2017 года в Якутии ни один представитель коренных малочисленных народов Севера не получил подобной отметки в охотничьем билете. Соответственно представители коренных малочисленных народов Севера Якутии оказались лишены возможности реализации своих прав в данном вопросе.
Я приведу самый свежий и простой пример, когда простая отметка могла бы помочь в реализации данного права. Это так называемый «незаконный» отстрел оленей в Жиганском районе. Будь эта отметка в охотничьих билетах представителей родовой общины не возникало бы никаких вопросов. Как Вы знаете, ч.2 ст.19 федерального Закона №209-ФЗ от 24.07.2009 г. «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» гласит: «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления».
5. C 2016 года прекращена выдача материальной помощи студентам из числа коренных малочисленных народов Севера, на обеспечение одеждой, обувью и мягким инвентарем студентов в высших учебных заведениях. Это было серьезным подспорьем для студентов из числа коренных малочисленных народов Севера. Особенно для тех, чьи родители заняты в традиционных отраслях Севера – оленеводство, охотпромысел, рыболовство и т.д.
Необходимо вести работу для внесения соответствующих изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 7.11.2005 г. №659 «Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях - специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении «Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», в котором утвержден перечень норм обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем и оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с тем, чтобы ввести в него положение об обеспечении представителей коренных малочисленных народов Севера.
При этом, безусловно, речь должна идти только о представителях коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока чьи родители или другие законные представители заняты в традиционных отраслях народов Севера.
6. Для подготовки ежегодного Доклада аппарат Уполномоченного проводит сбор информации по реализации нормативно-правовых актов касающихся коренных малочисленных народов Севера. Направляются соответствующие запросы в министерства и ведомства.
Подобный запрос был направлен и в созданное в конце 2016 года Министерство промышленности и геологии Республики Саха (Якутия), поскольку Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 02.12.2016 № 1545 после упразднения Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию функции упраздняемого Госкомитета были переданы Министерству.
В полномочия упраздненного Госкомитета РС(Я) по геологии и недропользовании входила работа по «защите интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами». Эти полномочия были направлены на реализацию п. 10 ст. 4 федерального закона от 21 февраля 1992 года №2395-I «О недрах».
На соответствующий запрос был получен ответ Министерства промышленности и геологии о том, что полномочия по защите интересов малочисленных народов не предусмотрены Положением о Министерстве и что такими полномочиями наделено Министерство по развитию институтов гражданского общества РС(Я).
В настоящее время идет разработка федерального нормативно-правового акта, регулирующего вопросы проведения этнологической экспертизы. При этом, в первую очередь, разработка ведется на основе опыта Республики Саха (Якутия), которая является единственным субъектом РФ, где действует республиканский закон об этнологической экспертизе. Именно Министерство промышленности и геологии РС(Я), обладающее штатом квалифицированных специалистов в области законодательства о недрах, должно было выступить одним из главных проводников идей, как наилучшим образом перенести опыт Якутии по проведению этнологической экспертизы на федеральный уровень. Вместо этого, судя по ответу Министерства, оно фактически самоустранилось от этих процессов.
Исходя из изложенного, считаю необходимым неукоснительное исполнение Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 02.12.2016 № 1545 и возложении указанного полномочия упраздненного Государственного комитета РС(Я) по геологии и недропользованию на Министерство промышленности и геологии РС(Я). При этом речь не идет только о технической работе по внесению изменений в Положение о министерстве. Самое главное соответствующее наполнение деятельности Министерства в части реализации данного полномочия.
Я уверен, что при поддержке органов государственной власти Республики Саха (Якутия) эти вопросы найдут со временем решение. Надеюсь что проведение данного Съезда придаст новый импульс нашему общественному движению во благо социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Севера.
Спасибо за внимание!
© Ассоциация КМНС Республики Саха (Якутия)
Ссылки по теме:
По какому адресу пройдет онлайн форум? Где ссылки?