АНАТОЛИЙ ЛЕБЕДЕВ: ВОСПИТАТЬ ЧУВСТВО ХОЗЯИНА. Часть II

lebedevОпубликованное в июньском номере интервью с Анатолием Лебедевым возымело эффект схода лавины – начали звонить со всей Якутии и спрашивать, где найти Анатолия Захаровича. У народа появилась уверенность в необходимости создания территорий традиционного природопользования. Это радует.

Поэтому мы продолжим наш разговор с Анатолием Лебедевым, тем более с момента того интервью есть определенный результат – было зарегистрировано ТТП в родном для общественника Усть-Янском районе, в селе Силяннях.

А.: Поздравляю с вашим первым детищем – ТТП в Силянняхе. Мы уже говорили, что вы стояли у истоков ТТП в Нерюнгри, помогаете создать такие территории в Амурской области и Республике Бурятия. Первый вопрос такой, Анатолий Захарович, зачем нам нужны эти самые ТТП?

А.Л.: Принято считать, что создание ТТП спасет от прихода на пастбища и охотугодия промышленности или же заставит промышленников делать выплаты общинам. Это так и не совсем так. Об этом я расскажу позже. Сейчас же я хочу объяснить свое видение, зачем же коренным малочисленным народам Севера территории традиционного природопользования. Для меня в первую очередь это – самоидентификация северных народов. В идеале мы должны создать ТТП во всех местах компактного проживания северных народов. И тогда никто не скажет, что Арктика, к примеру, почти пустая земля, там живет малое количество населения (процент населения на 1000 га), а там какой-то мизерный процент от них – малочисленные народы. При создании ТТП это будут земли коренных народов, которые ведут свой традиционный образ жизни. Именно традиционные отрасли делают нас уникальными, они же сохраняют нашу культуру, язык. А промышленность, компенсации – они вторичны. В том же Силянняхе – золото, олово, эта местность, как и вся Арктика, богата…

А.: То есть получение компенсаций от компаний, ведущих разработку на Севере, не является, по вашему мнению, главной причиной создания ТТП?

А.Л.: Мне иногда даже кажется, что кто-то специально формирует негативный образ КМНС среди промышленников и глав администраций, что ТТП необходимы только для того, чтоб получать компенсации, что все это делается только ради денег. Повторюсь, в первую очередь это надо для самоидентификации и самосознания народа, где созданы ТТП. Вот вы рассказали про Жиганск, что там не хотят учить родной язык, так как это дополнительная нагрузка для детей, да и язык потом нигде не будет востребован. Действительно, зачем учить, если нет ничего? А вот будет создано ТТП, будет человек чувствовать себя хозяином, тогда и придет осознание, что надо учить язык, заниматься оленеводством. Что это его земля, где он занимается своей традиционной деятельностью, он эвенк, и законы поддерживают его, нет никаких противодействий со стороны надзорных и контролирующих органов. Вот именно тогда и придет осознание того, что надо учить свой язык, чтоб оставаться эвенком и продолжать историю своего народа. А что касается компенсаций, то, да – будут происходить согласования, экспертизы, будет высчитан ущерб, наносимый природе и пастбищам или охотугодиям. Этот механизм прописан в самом законе о ТТП, так что тут вопросов быть не может.

А.: Интересно вы объяснили ваше видение ТТП, Анатолий Захарович. Нам часто приходится давать консультации о ТТП северянам, и теперь понимаю, что объясняли не совсем с правильной точки зрения, а именно получения выплат в случае промышленного освоения. Да, действительно, о каком возрождении культуры и языка может идти речь, если на человека давят бытовые нужды. А ТТП – один из эффективных инструментов решения проблемных вопросов. 

Итак, вы создали ТТП в родном Усть-Янском районе, консультируете общины в Амурской области и Бурятии. Какие планы теперь?

А.Л.: На первом месте это внесение изменений в республиканский закон «О ТТП»,приведение его в соответствие с федеральным законом. На мой взгляд, создание территорий станет проще, т.к. из статуса особо охраняемых территорий уберут слово «природный».

А.: А разве это хорошо?

А.Л.: Ждем статус. К особо охраняемым территориям относятся курорты, санатории и ТТП. Таким образом, не природа станет во главу угла, а люди. В первую очередь фокусироваться закон будет на людей, живущих на данных территории и занимающийся традиционным природопользованием. И на счет выплат можете оставаться спокойными – в любом случае будут согласования.

Сейчас еще многое зависит от того, какое ведомство в правительстве будет выбрано уполномоченным органом по ведению ТТП, в данное время такого органа просто нет, что и тормозит во многом создание таких территорий.

А.: Анатолий Захарович,а не легче принять республиканский закон, что все 70 мест компактного проживания и 4 национальных района, а также территории общин автоматически становились бы ТТП?

А.Л.: Такой вопрос тоже стоит с недавних пор. В Ханты-Мансийском округе, например, все общины имеют статус местного или регионального ТТП. То есть имеешь общину, она автоматически получает статус ТТП местного уровня. Далее кто желает, может стать ТТП регионального или федерального уровня. Но видимо такой необходимости нет, раз ни одной федеральной ТТП еще не создано.

Есть вопросы, и мы их обсуждаем. Конечно, это бы высвободило массу времени. Так как вопрос остался бы только за определением границ территорий.

А.: Каким образом вообще вы начали заниматься ТТП?

А.Л.: Начнем с того, что в Нерюнгринском районе мы сперва воссоздали Союз родовых общин «Орон». Вы писали об этом. Закрепили земли общин. Здесь большая роль Анатолия Слепцова, в ту пору бывшего первым заместителем руководителя Департамента по делам народов РС(Я). Союз начал работу. Затем пришло осознание, что необходимо создавать по ТТП на каждый закрепленный земельный участок общин, в районе и мы начали это дело. Это потом решили создавать одно целое, объединенное ТТП. И здесь не обходится без помощи нашего курирующего ведомства – отдел КМНС и руководство Департамента по делам народов РС(Я) постоянно держит руку на пульсе, где поможет, где подскажет, а где и направит. Сейчас в Якутии две зарегистрированные ТТП районного уровня, один в Алданском районе, один в Усть-Янском, ведется работа по регистрации еще ряда ТТП, как местного, так и регионального уровня (готовится ТТП федерального уровня в Иенгре.)

А.: Вообще, что Югра, что Ямал ушли в этом направлении в большой отрыв. Вы слышали, что на Ямале недавно учредили премию «Семья Ямала» в размере 300 тысяч рублей. А оленеводы Ямальского района округа за квартиру заплатят по новой программе только 5 % от ее стоимости. Оленеводство там приносит прибыль. А как выправить дело у нас, учитывая разный подход к оленеводству?

А.Л.: Тут вы правы, подход разительно отличается. Например у них не отрасль субсидируют на поголовье, а производство мяса в виде 180-200 р на килограмм. При этом у них оленеводство – образ жизни. У них создается реестр КМНС: тогда им не надо доказывать, что ты представитель КМНС – введи ФИО в компьютер, появятся твои данные, где пасешь оленей и сколько голов, какие лицензии взял в этом году, какая квота на рыбу и прочее. Подход совсем другой. У них оленевод означает самодостаточный, а не редко и зажиточный человек, а у нас говорят: «Учись, а то оленеводом будешь…». У нас понятие такое: оленевод – это какой-то тунгус, ведущий отсталый образ жизни. Ну кто при таком подходе пойдет в оленеводы? Многое нам надо еще менять, и одним из эффективных инструментов является создание ТТП. Давайте подытожим:

1. Создается территория традиционного природопользования. Представители КМНС – хозяева своих угодий и пастбищ, их поддерживают как республиканские, так и федеральные законы.

2. Это земля – земля, например, эвенов, которые занимаются традиционным видом хозяйствования – охотой, рыбалкой и оленеводством. Государство выделяет субсидии, относительно поголовья, на строительство коралей, оленебаз, начисляются выплаты оленеводам и чумработницам.

3. Общины могут претендовать на гранты различных министерств и ведомств, например, Департамента по делам народов РС(Я), Министерства сельского хозяйства РС(Я).

4. Община может получить справедливую компенсацию после проведенной этнологической экспертизы в случае промышленного освоения на данной территории.

А.: Спасибо за объяснение вашей точки зрения, Анатолий Захарович. Видно, что вы хотите донести до людей все плюсы от создания ТТП.

А.Л.: Дело в том, что закон «О ТТП» написан юристами и когда юристы дают комментарии к этому закону, многим не совсем понятна его суть. Я же пытаюсь объяснить своими словами, донести до каждого северянина причины необходимости создания подобных территорий. Почувствуйте себя хозяином. И тогда начнется новый всплеск северного самосознания. Пора уже перестать «возрождать и сохранять», надо начать развивать.

Беседовал Андрей ИСАКОВ

Ссылки по теме:

АНАТОЛИЙ ЛЕБЕДЕВ: ВОСПИТАТЬ ЧУВСТВО ХОЗЯИНА И НАУЧИТЬ ОЛЕНЕВОДА БЫТЬ СВОБОДНЫМ

Похожие записи:
Оставьте свой комментарий!

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.



Яндекс.Метрика