Вячеслав Шадрин: нужно стремиться осознавать, что мы сами являемся хозяевами своей судьбы

shadrin_vВ ходе командировки с 28 февраля по 3 марта в  в г. Нерюнгри и с. Иенгра принял участие в работе выездного заседания Постоянного комитета по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я), круглого стола по вопросам организации территории традиционного природопользования (ТТП) в Нерюнгринском улусе.

Главное впечатление: страшно далеки местные (районные) власти от коренного населения района.

Выступил на выездном заседании, основные тезисы которого сводятся к следующему.

Для создания прочных основ устойчивого развития коренных народов Якутии важнейшим принципом выступает сбалансированное решение задач промышленного освоения, традиционных видов хозяйственной деятельности народов Севера и сохранения экологических систем.

Сегодня можно выделить 3 уровня взаимодействия коренных народов с государственными органами и промышленными компаниями. Это:

1. Уровень неучастия, когда все решения принимаются без учета мнения местного населения, эти решения им преподносятся как забота о них или общегосударственными интересами, коренные народы воспринимаются как неспособные что-либо решать и являются объектами политики патернализма, а их участие ограничивается внешними декоративными действиями (отдельные представители в органах власти, экзотичные «герои» в медиапространстве, внимание «песням и пляскам»).

2. Уровень частичного участия – ряд решений принимаются с учетом мнения коренных народов, их представители привлекаются к работе госорганов на уровне консультаций, некоторые права закрепляются законодательно, включая приоритетный доступ к биоресурсам, развивается система образования, учитывающая этнические особенности и язык, активно действуют общественные организации коренных народов, формируется свое медиапространство.

3. Уровень со-управления – все решения принимаются с обязательным участием коренных народов, которые имеют право вето, законодательно закреплены политические и экономические права, установлено совместное управление природными ресурсами, т.е. коренные народы являются активными субъектами политики.

Мы находимся в начале пути, являясь объектами политики. Но нужно стремиться осознавать, что мы сами являемся хозяевами своей судьбы, необходимо уходить от сознания "маленького человека", становиться субъектами политики, т.е. участниками процесса принятия решений.

Необходимо подчеркнуть, что коренные народы не против промышленного развития, плодами которого в том числе они тоже пользуются. Местные общины выступают за максимально бережное, экологически чистое промышленное освоение, что очень часто промышленниками и властями неверно преподносится как ретроградство, выступление против прогресса.

Сотрудничество и взаимодействие с коренными малочисленными народами Севера при промышленном освоении должно быть на всех этапах – от начала проектирования до его завершения. Главное, уважение права коренного народа на традиционное природопользование, что подразумевает не только минимальный урон экологии, компенсацию ущерба, но и соучастие этих народов в управлении данными процессами. Якутия была первопроходцем на этом пути, когда в начале 1990-х годов выделила по 1 % акций компании АЛРОСА 8 улусам алмазной провинции. К сожалению, эта практика не получила дальнейшего развития. Поэтому неудивительно, что богатства недр воспринимаются коренными не как благо, а как проклятие.

Обеспечить бесконфликтное сосуществование промышленных компаний и коренных малочисленных народов Севера практически невозможно, но выходом из объективного конфликта интересов являются создание территорий традиционного природопользования, проведение этнологической экспертизы, а также участие в переговорах и нахождение компромиссных решений, а в дальнейшем и участие коренных народов в со-управлении природными богатствами.

Вячеслав Шадрин, первый вице-президент Ассоциации КМНС Якутии

Похожие записи:
Оставьте свой комментарий!

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.



Яндекс.Метрика