На Сахалине возрождают домашнее оленеводство с помощью якутских оленей

В конце прошлого года на Сахалин из Якутии доставили тридцать оленей. Животные пополнили стадо единственного хозяйства в регионе, которое продолжает оленеводческие традиции народа уйльта.

Это уже второй завоз северных животных для поддержки традиционного образа жизни коренных жителей Сахалина, 30 молодых оленей (4 самца-хора, 18 самок-важенок и 8 телят) специально отобрали из племенного стада в Иенгре.

Представители родовой общины коренных малочисленных народов уйльта «Юктэ» из села Вал Ногликского района сопровождали ценный груз на всем пути следования специально оборудованного автомобиля и заботились о самочувствии животных.

Первая партия из тридцати голов, прибывшая на Сахалин в октябре 2016 года, уже успешно акклиматизировалась и в прошлом году принесла оленят. Сейчас в «Юктэ» около сотни оленей, и оленеводы надеются, что такое обновление стада даст толчок развитию традиционной отрасли коренных малочисленных народов в регионе.

Организацией перегона стада в Сахалинскую область занимался Геннадий Николаевич Псягин. О том как развивалось оленеводство на Сахалине и как там прижились якутские олени, он рассказал нашему корреспонденту.

По словам Геннадия Николаевича, в 18-19 веке на северном Сахалине оленеводством занимались ороки (уйльта). Кочевые семьи имели по 12-15 оленей. Одна семья орока Оопуна имела 100 голов и считалась богатой. В 19 веке появились эвенки со своими оленями, как проводники русских исследователей и путешественников, оседали в основном на северо-западном побережье.

С началом социализма на северном Сахалине в 1932 году был создан оленеводческий колхоз «Набиль» Восточно-Сахалинского туземного района. Впоследствии совхозов стало пять. Самым богатым из них был колхоз «Вал» Восточно-Сахалинского района. Но затем началась коллективизация этих хозяйств. В итоге в 1959 году их объединили в один совхоз «Оленевод» в с. Виахту Александровск-Сахалинмкого района. В 1944 году он имел стадо в 4476 голов, в 1958 году — 8500.

Однако, такая «коллективизация», как отметил наш рассказчик,  принесла много негативных явлений. Сократилось количество пастухов, упразднили должность чумработницы, были отлучены дети и подростки, была навязана чуждая практика вольного выпаса, стали утрачиваться традиционные методы ухода. К 1983 году поголовье сократилось до 1200 годов.

-- В 90-е годы двадцатого столетия совхоз «Оленевод» развалился, - рассказывает Геннадий Николаевич. - В Ногликские районе оленеводы отделились и создали малое государственное предприятие «Вал». К руководству пришли люди из коренных жителей, но неопытные как управленцы. Стадо сократилось до 900 голов. А затем, когда люди увидели бесхозяйственность, оказались без зарплаты и зоотехника - семьи стали отделяться и забирать своих оленей. Непонятно, куда исчезли, но к 2016 году оленей было чуть более 100. Конечно много оленей уничтожили и браконьеры. Не стало опытных пастухов, не стало зоотехника, не стало дисциплины, пропала система традиционного ухода за животными. Стали рождаться оленята с уродством. Необходимо было обновление крови. Ольга Етылина и ее отец Владимир Михайлович из общественной организации «Содружество общин КМНС» подсказали, что есть на севере Хабаровского края община, которая может продать оленей. Но у нее оказались проблемы с зооветеринарией. Тогда Ольга Владимировна нашла нового поставщика. Им оказалось племенное объединение «Хатыстыр» Алданского улуса Саха-Якутии. Переговоры прошли нормально. И в конце октября 2016 года первые 30 оленей из Якутии были доставлены на север Сахалина, прошли месячный карантин, влились в наше стадо без проблем. 1 мая 2017 года родился первый «якутянин». Всего их родилось тогда 18 штук. Они оказались крепче даже наших оленят, хотя наши олени крупнее и выше привезенных. Летом 2017 года мы приглашали эвенков из Хатыстыра на праздник «Курэй». Они видели этих оленей. Выступали на самодеятельной сцене и наши, и приезжие. Национальный ансамбль из Хатыстыра всем очень понравился. А им понравилось наше море.

- Однако, медведи и браконьеры сыграли свою черную роль, - сетует наш рассказчик. - На лето 2018 года оленей от первого стада осталось всего 18. Вторую партию оленей в 30 голов мы завезли только в декабре 2018 года из Иенгры, из МУП «Золотинка». Трудно шли переговоры, не удалось сделать так, чтобы наши пастухи-оленеводы сами отобрали оленей, прожили там месяц для приручения. В результате с трудом привезли полудиких оленей, без бирок, с нарушениями половозрелого состава. Но все равно спасибо оленеводам Саха-Якутии за такую помощь. Будем работать над возрождением северного оленеводства на северном Сахалине.

 

Ирина Курилова, газета Илкэн

Фото: Sakhalin.info, SKR.SU

© Ассоциация КМНС Республика Саха (Якутия)

 

Читайте также:

Оленеводческие династии ищут выходы из кризиса в оленеводстве

 

Похожие записи:
Оставьте свой комментарий!

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.



Яндекс.Метрика