Татьяна Тихонова: территории, которые превратились в руины, никогда не восстановить

Т. Тихонова выступает в Ил Тумэне

Депутаты Ил Тумэна, ученые и представители родовых общин Якутии обсудили методику оценки ущерба коренным малочисленным народам Севера при промышленном освоении их территорий традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. Круглый стол на эту тему состоялся 1 февраля в Государственном Собрании (Ил Тумэн).

После мероприятия корреспондент газеты «Илкэн» побеседовала с главой родовой общины «Иджек» из Алданского района Татьяной Тихоновой.

Корр: Татьяна Семеновна, скажите, сколько сегодня родовых общин в Алданском районе и сколько людей занято в оленеводстве?

Т. Тихонова: В Алданском районе функционируют 28 кочевых родовых общин. В этих общинах работают 140 оленеводов и 11 чумработниц. Общая численность поголовья оленей составляет 8000 голов.

Корр.: Алданский район один из промышленных районов в нашей республике. Как эвенки уживаются с недропользователями?

Т. Тихонова: Наш район более 80-ти лет подвергается промышленному освоению. Эвенки внесли значительный вклад в промышленное освоение и развитие России. В 21 веке внуки, правнуки этих оленеводов так же как их предки помогают промышленным компаниям: по перевозке груза, строительства железной дороги, участвовали в проведение нефтепровода ВСТО, газопровода «Сила Сибири», ГМК «Тимир», золоторудного месторождения «Гросс» и т. д.

Хочу отметить, оленеводы Алдана, которые выполняли и выполняют самую грязную и тяжелую работу, никакой выгоды не имели и не имеют. Если анализировать социальную среду оленеводов, то можно увидеть, что из 151 оленеводов на сегодня высшее образование имеют 7 человек, среднее специальное образование — 27 человек, среднее общее образование — 108, начальное 6, без образования — 3. Жилья не имеют 62% из общего числа оленеводов, семьи не имеют 49 оленеводов, средний возраст оленеводов — 48 лет.

Промышленники никогда не заключали соглашения даже с муниципальным образованием «БЭНН», хотя все работы ведутся на территории этого наслега, которое имеет статус территории традиционного природопользования. Как и везде по стране в целом, отношение между коренными малочисленными народами и промышленными компаниями Алданского района носит неорганизованный, довольно спонтанный характер. К сожалению, не произошло юридической преемственности в вопросах правообладания землями общин. Поэтому и по сей день все общины Алданского района все еще не могут полновестно утверждать перед компаниями, что это их исконные земли, которые имеют все соответствующие документы.

Корр.: Тем не менее, какое-то взаимодействие у вас есть. Несколько общин получили компенсации от промышленников?

Т. Тихонова: Да, в конце 2016 года ООО «Трансгазстрой» возместил ущерб 7 общинам в сумме 53 миллиона рублей. По какой методике был возмещен ущерб нам неизвестно, но эта сумма по сравнению с ущербом общин не сравнима. Так как эти территории, которые превратились в руины, никогда не восстановить. У общин в последнее время ощутимо сократились охотугодья и оленьи пастбища. С каждым годом наши охотники сдают все меньше пушнины, диких оленей оленеводы видят очень редко. Самое главное, с каждым годом численность поголовья оленей в нашем районе сокращается в связи с сокращением оленьих пастбищ и с увеличением численности хищных животных.

Деятельность недропользователей

О том, что нам выплатили 53 миллиона знает вся Россия. Сегодня уже 2018 год и нам до сих постоянно напоминают об этом. А сколько недропользователи должны общинам, никто никогда не говорит. Промышленные организации при освоении мегапроектов в Алданском районе заключили договора с представителями коренных малочисленных народов Севера на очистку леса (просеки) и за выполненные работы до сих пор не расплатились. Тем самым промышленники сделали их еще беднее, потому что мой народ, чтобы расплатиться с бригадой работников взял кредиты в различных банках. Не только главы общин взяли кредиты, их жены взяли, дети взяли. И в течение 10 лет будут расплачиваться с этими долгами.

Территории, которые превратились в руины, никогда не восстановить

Приведу примеры. Общине «Гонам» ООО «Альянс строй» (руководитель Селедкин В.И.) должна 1 млн.500 тыс. рублей. Этой же общине ООО «Восток интер бизнес» (руководитель Димов С.А.) должна 1 млн.596 тыс. рублей. Эта же компания общине «Кедр» должна 6 млн.262 тыс.рублей. Индивидуальному предпринимателю Корниловой ООО «Нерюнгри техно-сервис» задолжала 6 млн.411 тыс.рублей. ООО «Север-Восток» ООО «Якутэнерго» должна 100 тыс.рублей.

Многие главы общин продали движимое и недвижимое имущество, чтобы расплатиться со своими работниками. Были ситуации, когда мужчины, которые не получили зарплату по много месяцев всячески угрожали, даже доходило до рукоприкладства. Их тоже можно понять, у всех семьи. Промышленники нас довели до такого положения, что в итоге мы стали узниками кредитов.

Корр.: Сегодня обсуждали методику оценки ущерба коренным малочисленным народам Севера при промышленном освоении их территорий. Какие предложения вы внесли при обсуждении этого вопроса?

Т. Тихонова: Мы считаем, что нужно, во-первых, усилить работу взаимодействия промышленных компаний с коренными малочисленными народами Севера в Алданском районе и вообще по республике. Во-вторых, необходимо разработать эффективный механизм возмещения ущерба общин. В-третьих, необходимо учесть интересы КМНС при принятии решений в сфере недропользования. Также на территории промышленных работ усилить социальную и экологическую ответственность предприятий. И еще включить представителей общин в комиссию при утверждении этнологической экспертизы.

Корр.: Спасибо за беседу. Успехов вам в вашем нелегком труде.

 

Подготовила Ирина Курилова, Илкэн

 

© Ассоциация КМНС Республики Саха (Якутия)

 

Читайте также:

В Ил Тумэне обсудили методику оценки ущерба территорий коренных народов Севера от деятельности промышленных компаний

Похожие записи:
Оставьте свой комментарий!

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.



Яндекс.Метрика