Молодые оленеводы Алексеевы пасут оленей и строят дом

Наш журналист слетал в оленекскую тундру

Через час лета вертолет МИ-8 сделал круг над тремя палатками, стоящими на голой тундре и пошел на снижение. Мы находимся в стаде №3 под началом бригадира Егора Иванова.

Где брать недостающих оленей?

На винтокрылом воздушном судне прилетели после отпусков несколько пастухов, вместе с ними большое число вещей, необходимых для предстоящего зимнего кочевья. Пока летели над редким лесом, вскоре сменившимся бескрайней тундрой, познакомился с молодым человеком. Его зовут Семен Алексеев. Он вместе с младшим сыном Аликом, которому всего два годика, ехал на место своей основной работы, к оленям. Его в тундре ждала жена. Выяснилось, что летом Семен Семенович достраивал дом в Харыйалахе.

Вместе с нами находился проводник Михаил Федоров. Оказалось, в бригаде, куда мы летим, в основном работают молодые ребята. Они пасут более тысячи домашних оленей. Стадо образовалось путем объединения двух бригад, у которых в свое время дикие олени увели по пятьсот домашних собратьев. Потому сюда добавили животных, приобретенных в Алданском и Анабарском районах. В скором времени планируется закуп еще одной партии оленей в Анабаре. Правда, как сказал мне потом первый заместитель главы улуса Иван Саввинов, опытные бригадиры настаивают, чтобы их брали в Булунском районе, мол, анабарские олени это те же оленекские, потому для улучшения породы надо обратить внимание на булунских. Дельный вопрос сейчас изучается.

Встреча в тундре

Экипаж из нюрбинских авиаторов предупреждает: стоянка не более двадцати минут. Сначала выгружается прибывшие люди с багажом, затем начинается погрузка улетающих домой школьников, специалистов и практикантов учебных заведений, в течение лета помогавших оленеводам пасти оленей.

Мое внимание, да и всех, привлекает олененок, которого молодая девушка водила за собой на поводке. Разумеется, пилоты все захотели сняться с тугутом на память. Автор этих строк тоже не преминул возможностью запечатлеть себя с маленьким олененком.

Разговариваю в палатке с молодой хозяйкой. «Меня зовут Милена Алексеева, в стаде с малых лет, – наливает мне чай чумработница. – Сегодня из Оленька прилетел муж Семен. Поженились в 2012 году». Оказалось, что нынче они участвовали в республиканском конкурсе «Кочевая семья» в Якутске, где заняли третье место. Милена и Семен в свое время учились в кочевой школе, с детства привыкли ухаживать за оленями вместе с родителями. Словом, они настоящая кочевая семья, продолжатели дела своих предков, приумножающие главное богатство северян оленей.

«Сейчас на вертолете домой и на учебу отправляются девять человек, нас остается семеро, – делится новостями Милена Михайловна. – Молодежь нам здорово летом помогла». Интересуюсь, сколько в семье детей. «Старшая девочка Сандра учится в третьем классе в школе Харыйалаха, другая Сайаана ходит в детский сад, самый младший Альберт будет кочевать с нами», – отвечает хозяйка чума и тундры.

– Наш дом в Харыйалахе строится по программе поддержки молодых сельских семей Минсельхоза республики, – вступает в разговор Семен Алексеев. – Этим летом провел отопление, свет, занимался внутренней отделкой. Дом получился добротный, просторный. Благодарны руководству района и МУП «Оленекский» за поддержку оленеводства. Стараемся оправдать их доверие…

Отведенное время быстро проходит. Когда садились в вертолет пастухи пригнали одно стадо к палаткам. И как будто всю землю укрыло колыхающимся большим серым ковром с белыми вкраплениями. То и дело на передний край выходили крупные рогатые самцы с колокольчиками на могучих шеях. Попадались изредка и белые красавцы… … Прощай, тундра. Пусть и немного, но я прочувствовал настоящую жизнь тундровиков-кочевников. Это большая и редкая удача для журналиста побывать в наше время в оленеводческой бригаде…

Куда податься молодежи?

– Нынешняя летовка оленей прошла более-менее успешно, благодаря прохладному лету, комары не сильно досаждали животным, – говорит Иван Саввинов, первый заместитель главы района. – Сохранность взрослого поголовья составляет 84 процента, деловой выход тугутов—71 процент. Это равно средним показателям по республике. Конечно, есть и более высокие результаты, например, МУП «Оленекский», где отдельные бригады добились более 90 процентов сохранения поголовья взрослых оленей.

Правда, как выяснилось, есть и отстающие, как МУП «Жилиндинский», где за этот год утеряно 258 оленей, из них 201 задрали волки. Немало потерь понесли пастухи и во время отела, когда тугуты погибали во время весенних заморозков.

Здесь, как и повсюду, где заняты традиционными отраслями, месячную зарплату оленевода довели до 20 тысячи рублей. Но есть вопросы. Так, во время недавней выездной коллегии ГоскомАрктики в Оленьке было сказано, что молодежь неохотно идет в стадо. К тому же приходит промышленность, куда молодые люди, имеющие счастье устроится на работу, получают в разы больше. Потому правы те, кто считает, что пастух должен получать на руки в месяц не менее 80 тысяч рублей. Может тогда дела в отрасли пойдут еще лучше…?

Были у меня и другие интересные встречи на гостеприимной земле Юрэн Хосууна. Обо всем этом читайте следующих номерах газеты «Илкэн».

Валентин ХРИСТОФОРОВ, Илкэн

Якутск–Оленек– Харыйалах– стадо №3–Якутск

 

© Ассоциация КМНС Республика Саха (Якутия)

Фото автора

Похожие записи:
Оставьте свой комментарий!

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.



Яндекс.Метрика