В конце июля сего года, во исполнение задач проекта “Сохраним традиции предков – сохраним народ”, 5 активисток женской общественной организации «Аборигенка» отправились в экспедицию в национальные наслеги Южной Якутии – Беллетский национальный эвенкийский наслег Алданского района и Иенгринский национальный наслег Нерюнгринского района. Целями и задачами поездки было проведение встреч с местными мастерицами, обменяться опытом по эвенкийким традициям изготовления национальной одежды. Ознакомиться с бытом и укладом жизни эвенков Южной Якутии.
Первый пункт поездки – село Хатыстыр, центр Беллетского наслега. Нас радушно встретила глава КРО КМНС-Э “Улахан Эресе” Павлова Зоя Алексеевна, разместила на полном пансионе в своем доме, так как в Хатыстыре нет гостиницы.
На следующий день решили сразу ехать в самое близлежащее стадо СПК “Хатыстыыр”. Любезно согласились доставить нас туда Зоя Алексеевна со своим супругом Павлом Прокопьевичем на своей автомашине “Нива”. Надо было ехать через город Алдан и поселок Якокут. Дальше Якокута нас встретила удручающая картина: земля вдоль и поперек перепахана 2-мя золотодобывающими драгами артелей “Селигдар” и “Прогресс”. Вследствие чего мы, блуждая, достигли нужного места только к вечеру. В стаде содержится около 300 оленей. Работают оленеводы под руководством бригадира Трынкина Альберта, нас встретили оленевод Стручков Петр Петрович и чумработница Пахомова Ирина Егоровна. Ирина Егоровна нам проводила мастер классы по изготовлению ровдуги, выделке шкур, учились доить важенок. Так же Зоя Алексеевна делилась своим опытом по обработке оленьих шкур и шитью традиционной одежды. На второй день нас на квадроцикле проводили до зимнего стойбища, ознакомили с бытом оленеводов. Там построены избушки для проживания, баня. В этом году хорошо выросла ягода голубика, мы, воспользовавшись случаем, собрали по одному ведру ягод.
На третий день собрались обратно в Хатыстыр, пошел ливневый дождь. Опять на дорогу ушел целый день.
Следующий маршрут был намечен в село Угоян, родной поселок руководителя проекта Герес Ии Кимовны. От Хатыстыра надо было плыть на моторной лодке около 2-х часов. Нас на берегу радушно встретила Лариса Николаевна Герес, провела к себе домой, угостила вкусным обедом. Хочется отметить, что Угоян в свое время был на грани исчезновения, но сейчас это процветающий участок Беллетскеого наслега. Построены новая школа, клуб, молодые семьи стали обосновываться в селе, строить капитальные дома.
Встречу организовали в местном краеведческом музее, которая была создана силами местного населения во главе с бывшим директором школы, мастерицей от бога, Григорьевой Зинаидой Николаевной. Встречу начали с проведения священного обряда “Имты”, которую как старейшина провела Лариса Николаевна. Дети из летнего лагеря отдыха показали небольшой концерт.
Затем нас ознакомили с экспонатами музея, который очень богат древнейшими экспонатами жизненного уклада эвенков района. На встречу пришли женщины мастерицы, принесли свои работы. Мы ознакомили их о работе нашей общественной организации, своих достижениях, показали свои работы, раздали буклет “Эвенкийкая одежда в современном и традиционном аспекте”, подборку орнаментов, выкроек и сувениров. Они также нам показали свои работы, встреча прошла очень насыщенно. На встречу пришла 82-летняя Павлова Фаина Афанасьевна, в прошлом знатный кадровый охотник совхоза “Алданский”, она поделилась с нами своими навыками изготовления ровдуги. Также плодотворно, помимо своей основной работы – учителя русского языка в местной школе, создает свои шедевры Авелова Марина Анатольевна, которая ездила с нами в город Хабаровск на выставку «Живая нить времен». Интересны работы Захаровой Эльвиры Егоровны, Григорьевой Риты Петровны, Герес Ларисы Николаевны, ее дочери Авеловой Анны Витальевны и других.
Наш дальнейший маршрут пролегал в Нерюнгринский район, поселок Иенгра. Любуясь красотами Южной Якутии из окна вагона, бескрайней, ухожящей в синеву горизонта, тайгой, отрогами гор, приехали в Нерюнгри. Затем на такси доехали до Иенгры. Нас радушно встретили зам.главы Иенгринского эвенкийского национального наслега Глебова Татьяна Егоровна и сотрудник этнокультурного центра «Эян» Плотникова Елена Александровна.
Иенгра, в сравнении с другими поселками и селами Якутии, сильно отличается тем, что поселок построен так органично, среди тайги, деревьев, люди живут в естественной среде, и они открыты, естественны, как сама окружающая их природа. Татьяна Егоровна нас повела по поселку знаомиться с мастерицами, которые хранят свои вековые знания предков, сохранили свой язык и все те умения, которые непрерывно идут с ними по жизни, не прерываясь.
Одной из таких мастериц, занимающихся традиционными видами эвенкийского шитья, является Галина Григорьевна Лазарева. Вначале сказав, что работ у нее мало, она в ходе разговора, достает одну за другим свои работы, и мы еле успеваем их сфотографировать, восхищаясь, по ходу расспрашивая про материал, выделку и т.п. У Галины Григорьевны все работы традиционные – кумаланы, коврики, сумочки – авса, унты, традиционная мужская обувь унтал и много еще другого. Мастерица заинтересовалась работами нашей Галины Степанованы Керегяевой, сувенирами-оберегами из оленьих, рыбьих костей, когтей и копыт таежных животных.
У мастерица Дмитриевой Альбины Николаевны все работы также традиционные – обувь, сумочки из камуса и меха, сумы вьючные унмэ, икавья, изумительной красоты детский комплект, стостоящий из шубки – сангаяка, унтиков из камуса, богато орнаментированный бисером, жилет, также из камуса, летние женские унты из ровдуги, расшитые цветными нитками.
Среди работ Ульяны Романовны Захаровой сразу приковывают наше внимание красивейшие, из тонкой ровдуги перчатки – тарбак белого цвета, женский, ярко, богато орнаментированный вышивкой, и еще один – ярко оранжевого цвета, мужские перчатки, рукавицы коколло, покрашенные природным красителем.У нее также мужские традиционные унты, и кстати, все наши мастерицы в один голос говорят, что у них работ потому мало, что идет на продажу, мало что остается. И еще говорят, в последнее время у них все раскупают китайцы – с какой целью, нам неизвестно, но это пугает…
Леханова Валентина Владимировна – молодая мастерица, перенявшая традиции от своих родителей, шьет буквально все виды традиционного рукоделия, но вносит свое, современное, как молодая красивая женщина – бисерные украшения, детскую и взрослую праздничную, сценическую одежду.
Многодетная семья Максимовой Фаины Михайловны нас удивила тем, что в доме стоит детская колыбель – эмкэ, из гнутых досок. Рядом стоит девушка, сама уже мама, говорит, что она также лежала в этой колыбели. И теперь эта колыбелька выполняет свою функцию – уже другие маленькие в ней лежат. Еще больше нас удивляет старинный, по всем эвенкийским канонам сшитый кумалан из оленьих голов, опушенный мехом медведя. Фаина Михайловна говорит, что его начала шить ее мама, а она дошила. Вот она – преемственность поколений налицо, перед нами! По такому образцу она сшила еще одну, свою, размеры у обоих кумаланов большие, в растянутые руки большого человека.
Также Фаина Михайловна шьет детскую, подростковую, взрослую праздничную одежду, обувь у нее целая коллекция билэ – бисерных украшений для унтов, изготовленных современным методом плетения, яркие, из качественного бисера.
Плотникова Елена Александровна шьет сумки авса из ровдуги, богато расшитые бисером, с традиционно эвенкийским орнаментом, украшения из бисера, также из ровдуги, декорированный бисером, мехом сумка – муручун, очень много ее эталонных работ составляют коллекцию этнографического центра «Эян», где она работает, пропагандируя эвенкийскую культуру.
Единственное, что в Иенгре оставило нас в недоумении – это то, в каких условиях живут такие уникальные мастерицы, в тесноте, без элементарных условий, не то что для творчества, традиционного рукоделия, вообще для нормального проживания . А ведь эти дома построены в далекие 70-ые как времянки, неужели в Нерюнгринском районе не работает Программа переселения людей из ветхого и аварийного жилья?
Хатыстыр стоит на берегу реки Алдан, где чувствуется близость природы, здесь проживают потомки оленеводов и таежных охотников некогда крупного совхоза “Алданский”, который теперь разделен на многие кочевые родовые общины и СПК “Хатыстыыр”. В условиях массовой безработицы население вынужденно занимается частным производством. Мужское население временно нанимается на сезонные работы в качестве вахтовых работников по вырубке леса в строящихся промышленных объектах. Женщины направляют свои усилия на пошив одежды и обуви из меха, производство сувениров, разной традиционной утвари. На нашей встрече в сельском клубе собрались самые активные и желающие усовершенствовать свое мастерство женщины. Среди них была нынешний обладатель диплома 1-й степени выставки “Сокровища Севера – 2017” в г.Москве по номинации “Изделия из меха и кожи” Григорьева Надежда Михайловна. Она провела мастер-класс по раскрою и шитью детской обуви из камусов, показала секреты экономного раскроя материала. С нашей стороны народный мастер РС(Я) Христофорова Антонина Степановна рассказала о значениях орнаментов, об особенностях цветовой колористики эвенкийских изделий и показала приемы вышивания бисером. Старейшая участница нашей организации Керегяева Галина Степановна развернула выставку своих изделий из оленьих, рыбьих и птичьих костей, поделилась секретами их обработки. Особый интерес вызвали амулеты из медвежьих когтей и почек. По сути она показала пример безотходного производства из продуктов таежного промысла. Состоялся очень познавательный и интересный обмен опытом для обеих сторон.
Время, отведенное на нашу экспедицию вначале казалось долгим, затяжным. Но начавшись, так стремительно, насыщенно пролетело во встречах, беседах, общении с интересными людьми, во взаимном обмене опытом и секретами мастерства.
Искренне благодарим за содействие в исполнении целей нашей поездки главе Иенгринского национального наслега Ольге Георгиевне Игнатенко, специалисту администрации Глебовой Татьяне Егоровне, специалисту этноцентра «Эян» Плотниковой Елене Александровне. Также благодарны директору СДК села Хатыстыр Старостнной Ольге Васитльевне, главе общины «Улахан Эресе» Зое Алексеевне Павловой и ее супругу Павлову Павлу Прокопьевичу и знатной мастерице из села Угоян Герес Ларисе Николаевне. Поддержка и помощь наших сородичей и единомышленников на местах вдохновляет нас на дальнейшие проекты по возрождению и развитию традиционных промыслов коренных народов Севера.
Ия Кимовна Герес, председатель НКЖОО РС(Я) “Аборигенка”, руководитель проекта
Антонина Степановна Христофорова, народный мастер РС(Я), исполнитель проекта
© Ассоциация КМНС Республика Саха (Якутия)
По какому адресу пройдет онлайн форум? Где ссылки?