Нижнеколымский район славится своими оленеводами, тружениками. Именно это привлекло молодого предпринимателя, в прошлом государственного и муниципального служащего, успевшего поработать и в республиканском министерстве, и руководителем сельхозуправления в Верхнеколымском и Аллаихавском районах, уроженца из с. Мегино-Алдан Томпонского района Айала Ивановича Тимофеева, когда ему предложили возглавить общину «Олеринский» в п. Андрюшкино.
Айала Ивановича мы застали в Якутске, где он был в командировке, и решили узнать, как живется сегодня общине, которой он руководит, с какими трудностями сталкивается, какие есть успехи?
- В прошлом году было 4300 оленей, сейчас немного увеличилось поголовье. Основная трудность по материально-техническому обеспечению: не хватает спецодежды, палаточного материала, горюче-смазочных материалов, спецтехники и т.д. Так как у меня есть опыт административной работы на уровне республики, нам удалось получить средства на строительство кораля, ледника на 100 тонн.
- Вы в общине всего полтора года, как вы считаете, есть у нее перспективы на развитие?
- Специфика моей работы заключается в том, что я стараюсь стимулировать оленевода. Если раньше он мог уехать на несколько дней со стада в поселок, то зарплата ему все равно начислялась. Теперь же он получает только за те дни, когда он в стаде. Также есть возможность получить дополнительный доход к зарплате – принимаем бой рогов, оленьи шкуры, ловим рыбу. За сохранность поголовья по итогам года даем премию.
Хочу отметить, что есть перспективы для развития отрасли. Сегодня мы снабжаем олениной только бюджетные организации поселка Андрюшкино. Но на будущее планируем наладить производство мяса.
Когда только приступил к работе, я разговаривал с оленеводами и вижу, что у них есть желание работать, главное стимулировать их, помочь дополнительно заработать. Продукты оленеводы получают бесплатно, вплоть до конфет и кетчупа. Есть соцпакет – отчисления в пенсионный фонд, оплата отпуска и больничного. Зарплата сейчас 20 тысяч, конечно это мало для арктического района. Меня это очень волнует, если бы оленеводы получали на руки хотя бы 50 тысяч рублей, относились бы к работе ответственнее. Очень много денег уходит на ГСМ, та федеральная часть субсидии, которую мы получили, около 2 млн.руб., все ушло на горючее. А так, мы без долгов. В первую очередь для меня оленевод, а затем – олень. За счет дополнительного дохода стараюсь увеличить заработную плату.
С какими вопросами вы сталкиваетесь по государственной поддержке?
Конечно, сегодня есть поддержка государства и она очень нужна. В этом году я еле успел по зимнику довезти горючее, если бы не успел, то мы на зиму остались бы без него. Много времени уходит на участие в тендерах. Если была бы договоренность, например, с предприятиями, как допустим Саханефтегаз, чтобы мы получали от них ГСМ, а им напрямую из бюджета шла оплата. Или в компанию Таба мы приходили получать палаточный материал и другое снаряжение, а им государство напрямую перечисляла субсидию. Это хорошо, что у меня есть опыт работы в госструктурах, я умею участвовать в конкурсах, а есть ведь оленеводы с маленьким хозяйством в 100-200 голов, которые в городе почти не бывают, они не могут участвовать в торгах, получить господдержку. Надо проработать механизмы получения бюджетных средств по возмещению части затрат.
- Какие ближайшие планы?
В планах построить на пути маршрутов домики, чтобы у пастухов была возможность отдохнуть после смены. Надо, чтобы было телевидение, радио. А то ведь люди живут совершенно оторванные от мира, не знают, что происходит, нет даже радио, не говоря уже о телевидении и газетах. Сейчас занимаюсь вопросом закрепления земли за общиной. Учитывая, что сегодня идет интенсивное освоение Арктики, недалек тот день, когда придут и на нашу территорию, мы должны быть защищены, чтобы с нами считались.
Успехов вам и общине.
Ирина Курилова, Илкэн
© Ассоциация КМНС Республика Саха (Якутия)
По какому адресу пройдет онлайн форум? Где ссылки?