Андрей Кривошапкин: “Простите нас, святые олени…”

kvavЧеловеческая мразь и дикость беспредельны. В начале апреля этого года в окрестностях заполярного Тикси произошел дикий случай: вандалы средь бела дня расстреляли тридцать оленей. После такого наглого разбоя я не могу молчать. Такое не в моих правилах. Считаю себя обязанным высказать свое отношение к такому разбою средь белого дня.

Как могло случиться такое в наше время? Когда эта ужасная весть дошла до меня, я, признаюсь честно, был потрясён. Мы имеем дело с ужасной дикостью и тьмой человеческой души.

Те, кто безжалостно расстрелял беззащитных домашних оленей, не подлежат прощению. Они – нелюди! Это хладнокровные, расчетливые и жестокие двуногие волки.

Для северных людей, этих детей тайги и тундры, олень – святое существо. Такое трепетное к нему отношение корнями уходит в далекое прошлое, окутанное сенью седых веков. Народы Севера без святого оленя давно исчезли бы с лица земли.

В том далеком прошлом, когда на Крайнем Севере не было ни дорог, ни жилищ с живыми людьми, ни связи, ни электричества, ни летательных аппаратов, ни грузовых автомашин, народы Севера, только благодаря оленю, выстояли в неустанной неравной борьбе за выживание в течение многих веков с природными катаклизмами, голодом и холодом, беспросветной нуждой и болезнями… Назло всем этим напастям и трудностям северные люди продолжали жить, проявляя стойкость в большом и малом. И достойно прошли сквозь века, сохраняя свой язык и самобытную культуру. И всё это, повторяю, благодаря оленю.

Благополучие северян во многом связано со сохранностью оленей. Вот почему в конце 80-х годов прошлого столетия мною были написаны такие поэтические строки:

Будет олень – будет эвен,

Народом себя будет чувствовать он,

Исчезнет олень – исчезнет эвен,

Останется только стон.

В самом деле было так. Тут ни прибавить, ни убавить. Достаток любой кочевой семьи напрямую зависел от наличия оленей и от их состояния. Оленей потому берегли, как зеницу ока, всячески опекали, лелеяли, как могли.

В Советское время оленеводство устойчиво и надежно поддерживалось государством. Тучные стада оленей паслись по тундре, лесотундре, тайге и горным долинам. И тогда случались волчьи набеги. Хищники травили оленей, но не в таком массовом количестве, как в настоящее время во втором десятилетии двадцать первого века. На наших глазах хиреют и тают оленьи стада. Подумайте сами, что такое 156 тысяч голов оленей в современной Якутии по сравнению с 380 тысячами голов оленей конца 80-х годов двадцатого столетия? Есть разница?

Вся моя жизнь, всё моё литературное творчество тесно связаны с оленями. Люблю всей душой оленей, лелею их, как могу, воспеваю бесконечно, зная, что олени помимо всего прочего, были гонцами дружбы и правды. Вспомните, как в свое время на Севере почта и пассажиры перевозились только оленьими упряжками. Те домашние олени, которых хладнокровно в упор расстреляли двуногие волки, непростые были олени. Это были, в основном олени – чемпионы, олени – призеры на гонках на слете оленеводов. Чтобы пробежать быстрее всех на оленьих гонках, а затем стать жертвой нелюдей, убитые олени  спешили в Тикси из села Кюсюр. Это по-настоящему герои-олени, надежные друзья оленеводов эвенов.

Расстрел пасущихся домашних оленей – это бесчеловечно и преступно, дико и позорно. Это преступление ничем нельзя оправдать.

Найдут ли этих вандалов? Они должны быть найдены во что бы то ни стало и понести суровое наказание за содеянное злодеяние.

Говорят, что преступники еще не найдены. Что это – или некомпетентность тех, кто обязан заниматься расследованием преступления, или хотят спустить всё это на тормозах?

Зло должно быть наказано. Верю, двуногие волки будут пойманы и сурово наказаны. Знайте, несведущие люди, далекие от оленей, одну простую истину: олень не ценится на рубли; олень – символ жизни северных народов, их самый надежный друг, опора и кормилец. Поколения настоящих, мужественных северян давно ушли в мир иной.

Олени наши повсеместно осиротели. Плачут их души. Их не вернуть.

Очень важно, чтобы северяне, сами оленеводы сохранили своё достоинство, не ожесточились душой. Все пройдёт. Олени наши не исчезнут. Они ещё не раз побегут на гонках, радуя всех. Выше головы, друзья мои!

А пока, положа руку на сердце, говорю убиенным оленям:

Простите, святые олени…

 

Андрей Кривошапкин, Президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Народный писатель Якутии

 

Напомним, в начале апреля в Булунском районе республики были убиты 19 и ранены 11 оленей. Инцидент произошел после празднования ежегодного "Слета оленеводов района". "На мероприятие прибыли работники трех оленеводческих хозяйств. Убиты лучшие ездовые олени хозяйства "Булунское", которое привезло на праздник 80 оленей, из них 20 - жестоко убиты", - сказал Шахурдин.

Как сообщил глава МВД республики Владимир Прокопенко, отвечая на вопросы депутатов во время пленарного заседания заксобрания Якутии 26 апреля, в убийстве оленей в Якутии замешаны люди в погонах, но не сотрудники МВД. В течение 3-4 дней это дело будет завершено, заявил министр.

© Ассоциация КМНС Республика Саха (Якутия)

 

 

Похожие записи:
Оставьте свой комментарий!

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.



Яндекс.Метрика