Свыше тридцати предложений и замечаний поступило в общественную приемную Роскосмоса от жителей Алданского района Якутии. Общественные слушания по оценке воздействия на окружающую среду космической деятельности прошли 21 ноября в Алдане.
Первые пуски со строящегося в Амурской области космодрома «Восточный» запланированы на конец 2015 года, одна из пусковых трасс пройдет над Якутией. При этом территории трех районов - Алданского, Олекминского и Вилюйского - предполагается использовать для приема отделяемых частей ракеты-носителя «Союз-2» - створок головного обтекателя и второй ступени. Прежде чем начнутся запуски ракет, в соответствии с российским законодательствам, во всех задействованных районах должны пройти общественные слушания по оценке воздействия на окружающую среду.
В течение месяца жители Алданского района могли знакомиться с подготовленными Роскосмосом информационными материалами по предварительной оценке воздействия падения отделяемых частей ракет-носителей «Союз-2» на окружающую среду и письменно внести свои предложения и замечания. Этим правом воспользовались тридцать человек, остальные предпочли задать свои вопросы непосредственно представителям Роскосмоса.
Бояться не нужно
«Бояться ничего ненужно, ракеты-носители "Союз" – самые безопасные в мире», - заверил корреспондента местного телевидения представитель представителя РКЦ «Прогресс», заместитель главного конструктора Алексей Алешин.
В своем докладе он подробно остановился на конструкции ракеты-носителя, принципах ее работы и том воздействии, которое может быть оказано на окружающую среду в результате эксплуатации космических аппаратов «Союз-2».
Как явствует из доклада, надежность РН «Союз-2» оценивается в 98%. Аппараты работают на экологически чистом топливе – кислороде и керосине, поэтому вред, наносимый окружающей среде продуктами сгорания - минимальный. В случае необходимости для выведения спутников на орбиту в них могут использоваться разгонный блок «Фрегат» и блок выведения «Волга», в которых, в отличие от ракеты-носителя, в качестве топлива используется пара гептил/амил. Гептил, или несимметричный демитилгидрозин, действительно, является высокотоксичным веществом первого класса опасности, однако, опасаться их вредного воздействия в процессе запусков не стоит, потому что свою работу разгонные блоки начинают на высоте около 250 км, то есть - после прохождения плотных слоев атмосферы, а значит продукты сгорания не смогут попасть в воздух и в почву.
На границе Алданского и Олекминского улусов будут падать створки головного обтекателя, который вообще не содержит каких-либо и не является радиоактивным. Таким образом, воздействие, которое он может оказать на окружающую среду, является лишь механическим и акустическим. Створки изготовлены из алюминия и стеклопластика, их максимальная длина составляет 11 метров, диаметр – от 2 до 4 метров. Уровень шума, который взывает падающая створка, составляет порядка 75 децибелл, что соответствует раскату грома.
Для поисков упавших отработанных частей будет использоваться высокоточное оптическое поисковое оборудование, после обнаружения они будут вывозиться из районов падения на вертолетах и в дальнейшем утилизироваться.
Категорически против
В письменном обращении членов родовой общины коренных малочисленных народов Севера «Хапарастах» которое озвучила заместитель председателя Христина Прокопьева, наряду с опасениями, которые уже давно муссируются в республиканской прессе, были высказаны замечания, касающиеся дальнейшего влияния ракетно-космической деятельности на земли родовых общин, которые находятся в непосредственной близости от границы района падения. В конце авторы обращения заявляют, что они категорически против использования их территории в качестве районов падения.
Так, например, в письме приводятся «достоверные факты о пяти пусках с космодрома «Свободный» в Амурской области, из которых все пять были аварийными, об обнаруженных изменениях в составе крови у жителей и животных села Кэптин и о неубранных остатках ракет, одна из которых до сих пор загрязняет реку Синяя».
«В представленных материалах по оценке воздействия на окружающую среду разработчики не учли, что в местах расположения районов падения находятся земли родовых обществ (пастбища расположены в 5-10 километрах от границы районов падения), не изучена степень воздействия на водную среду, нет статьи, где говорилось бы о здоровьесберегающих мерах в отношении коренного населения Алданского улуса. Недропользователем не указаны точные координаты места падения, сроки вывоза головного обтекателя. Не подсчитан ущерб, который будет нанесен оленеводству, коневодству и прочим охотничьему промыслу», - говорится в обращении.
«В район падения падают только створки головного обтекателя, там нет топлива, только конструкционный материал – алюминий и углепластик, поэтому никакого загрязнения химического быть не может. После утилизации створок не остается и механического загрязнения», - пояснил по поводу возможного загрязнения Алексей Алешин.
По словам представителя Центра эксплуатации наземной космической инфраструктуры Игоря Ляховенко, уже 5 километров от границы района падения является безопасным расстоянием даже в случае проживания там людей.
«Могу сказать одно: границы выбраны так, что за их пределы ни один фрагмент - ни первая, ни вторая ступень - никогда не упадет. Вы можете быть спокойны, что на вас фрагменты ракет-носителей не обрушатся», - заверил он, добавив, что уборка использованных частей – в данном случае створок головного обтекателя - будет выполнена в течение трех суток при условии благоприятной погоды. С помощью высокоточного оптического оборудования будет определено место падения фрагментов, после чего вертолетом они будут вывозиться в места, откуда возможна их дальнейшая перевозка наземным транспортом.Что касается ущерба, если все же он будет нанесен, то будет выплачена компенсация.
«В договоре с правительством Якутии есть раздел, что ущерб, выявленный в ходе ракетно-космической деятельности, актируется в трёхстороннем порядке между пострадавшим, нами, как обслуживающей организацией, и страховой компанией. Подсчитывается величина ущерба и выплачивается компенсация в случае его обнаружения. Все пуски страхуются и проблемы с выплатой ущерба не возникает», - уточнил Ляховенко.
В части «достоверных фактов», он заметил, что, во-первых, информация о пяти аварийных пусках со «Свободного» в корне не верна, напротив, все пять были успешными; во-вторых, пока нет никаких фактов, подтверждающих, что заболевания населения в Вилюйской группе улусов связаны с ракетно-космической деятельностью, и это подтверждает, в том числе, Минздрав Якутии.
Еще раз про гептил
Не обошлось на слушаниях и без вопросов о гептиле.
«Вот вы говорите, что на ракетах «Союз-2» не будет гептила, а заместитель главы Роскосмоса товарищ Лысков авторитетно заявляет, что на них будут использоваться разгонные блоки «Фрегат», которые заправляются гептилом. Потом, вы постоянно говорите только ракетах-носителях «Союз-2», в то время как товарищ Рогозин ответственно заявляет, что с «Восточного» будут запускаться также ракеты «Ангара». Почему про них речи не идет?», - поинтересовался депутат райсовета Леонид Князев.
«Вы говорите, что аварий не будет, а вдруг будут? Как нам удостовериться, что головной обтекатель наполнен только кислородом, когда везде используется гептил? Он все равно должен быть, поэтому, вероятно, будет заражение ягеля и погибнут олени. Необходима этнологическая экспертиза с нашей стороны, где будет подсчитан ущерб оленеводам», - сомневается представитель Ассоциации эвенков Алдана «Сигун» Эвелина Федорова.
«Головной обтекатель не содержит никаких компонентов топлива, это просто оболочка, - еще раз разъяснил Алексей Алешин. – По поводу разгонных блоков я не скрывал – в качестве топлива используется НДМГ (несимметричный демитилгидразин), и у «Фрегата», и у «Волги». Но при штатном варианте пуска он срабатывает уже в космосе и на землю не падает ничего. В случае аварийной ситуации тоже угрозы нет. Центральный блок отделяется на высоте около 150 километров - это высота, при которой до земли не долетит ни разгонный блок, ни другой фрагмент - он разрушится, а при разрушении произойдет вскрытие баков и все топливо испарится при входе в плотные слои атмосферы».
«Но это - не факт», - сомневается кто-то в зале.
«Согласен, без документальных подтверждений вы можете такие вещи говорить. Но есть статистика – мы не имеем каких-либо фактов, подтверждающих, что что-то где-то упало, и была нарушена экология. Такого просто не было. Если у вас эти факты есть – то давайте, мы разберемся», - отреагировал Алешин.
Вопрос по "Ангаре" распорядитель слушаний - первый замглавы района Алексей Иванов - предложил сформулировать так: «Будут ли запускаться ракеты-носители «Ангара» по обсуждаемой траектории?», так как общественные слушания касались конкретной трассы. Ответ на него был отрицательным - по той траектории, о которой идет речь, с районами падения в Алданском, Олекминском и Вилюйском улусах, будут запускаться только «Союзы-2». Другие ракеты-носители будут летать по другим трассам и в случае, если одна из них будет проходить над Якутией, снова будет проведен весь комплекс мероприятий, включая рекогносцировочные работы, экологическую экспертизу и общественные слушания.
«Пока я могу с точностью сказать, что принято решение о строительстве пускового комплекса для «Союза-2». По «Ангаре» решение только принимается, как и по пускам других сверхтяжелых ракет. Сейчас мы рассматриваем только «Союзы-2» с разгонными блоками «Фрегат» и «Волга». "Ангары" мы не касаемся. Если она будет пускаться, будут снова проведены экологическая экспертиза, общественные слушания, на которых будет рассказано все, что касается пусков «Ангары», - добавил представитель ЦСК «Прогресс» Алексей Алешин.
До и после
Вопрос экологического мониторинга прозвучал ближе к концу слушаний от заместителя председателя Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Якутии Евгения Барышева.
Как сообщил Игорь Ляховенко, мониторинг будет трехсторонним - для того, чтобы исключить какие-либо сомнения в его объективности.
«При проведении рекогносцировок во всех районах падения сняты фоновые характеристики окружающей среды с участием специалистов республиканских природоохранных организаций. Пробы были отобраны нами, а также специалистами из Алданского района и Института водно-экологических проблем из Барнаула, чтобы их результаты можно было сравнить.
В дальнейшем отбор проб будет производиться два раза – до пуска и после - в определенных мониторинговых точках, чтобы определить, был ли привнесен какой-либо вред. Параллельно будет контролироваться пожарная безопасность, мы будем контролировать возникновение лесных пожаров и выяснять, являемся ли мы причиной пожаров или нет», - рассказал он.
В ответ на предложение предусмотреть совместные исследования с Институтом биологических проблем криолитозоны с изъятием образцов животного мира для определения побочных эффектов, он заверил, что такие работы тоже предусмотрены в рамках федеральных и республиканских программ.
Компенсации и льготы
В разной форме вопросы о льготах и компенсациях прозвучали от представителей родовых общин, представителей республиканских органов власти и от районных и наслежных депутатов.
«Предусмотрены ли субсидии в плане, например, санаторно-курортного лечения или организации отдыха детей, для населения, проживающего вблизи границ районов падения и если нет, то можно лих предусмотреть?», - поинтересовался заместитель ГокомОБЖ Якутии Евгений Барышев.
«Такие выплаты не предусмотрены», - ответил Игорь Ляховенко, пояснив, что во многом решение этого вопроса зависит от федерального законодательства.
«В случае конкретного ущерба мы его актируем и выплачиваем компенсацию – страховая компания всегда за спиной и никаких вопросов не возникает. А вот что касается компенсационных выплат – нет юридических обоснований федерального законодательства по этому вопросу», - сказал он.
«Семь лет назад такие же слушания были по строительству ВСТО и недропользователи успокаивали нас, что вреда не будет. Но, спустя пять лет после того, как нефтепровод начал работать, мы можем сказать, что все-таки вред есть - наши охотники на себе это испытали. Ваш проект можно оправдать с точки зрения его важности для обороны. Но если нет компенсации, может, на уровне социального партнёрства, можно обговорить какие-то пункты, например, возможность пользоваться летательной техникой для рыбаков и охотников», - предложила депутат наслежного Сардаана Степанова.
Страха стало меньше
На слушаниях было задано много вопросов о технической стороне запусков - как часто будут производиться пуски, какие меры будут приниматься по оповещению населения, как будет производиться уборка отработанных фрагментов. Судя по последовавшим после окончания обсуждения комментариям участников слушаний, частично представителям Роскосмоса удалось развеять из опасения, однако, обеспокоенность все равно осталась.
«Очень большая тревога, обеспокоенность имеется насчет того, насколько все это безопасно, ведь для нас земля - это все. Эти опасения мы сегодня четко высказали. Может быть, нужна какая-то независимая экспертиза», - считают депутаты районного совета Роза Солнышкина и наслежного совета Сардаана Степанова.
«С одной стороны, мы понимаем, что технологии развиваются, с другой – обеспокоены последствиями. На слушаниях мы уточнили информацию что и где будет падать - у нас ее вообще не было, получили представление о том, как это будет. Страха стало поменьше, но все равно боимся, что будет загрязнение окружающей среды и это повлияет на наше здоровье. Они говорят, что все прекрасно, но так тоже не бывает - даже от автомобилей есть вред», - прокомментировала заместитель председателя родовой общины «Хапарастах» Христина Прокопьева.
Источник: ЯСИА
По какому адресу пройдет онлайн форум? Где ссылки?