В последние годы в российской этнографии стали встречаться откровенно фантазийные идеи. Нас в данном случае очень волнует проблема исторического права на культурные традиции.
Приведу всего один пример яркого этнографического заблуждения. Очень сложно понять, что движет этнографами, когда ритуальный элемент погребальной одежды северных тунгусов объявляется "Маской якутской невесты" (фото прилагается).
В мировоззренческих традициях всех без исключения этносов Северной Азии "маска", "личина" является сакральным символом взаимосвязи с потусторонним миром, более того - этот атрибут из мира живых могут одевать исключительно шаманы, либо люди совершающий ритуал, направленный на "общение" с ушедшими предками-покровителями рода.
Если перевести с позиции шаманских традиций тунгусов действие одевания маски на молодую девушку, то оно будет означать исключительно одно: "Духи, души предков заберите ее, благополучно проводите ее в мир умерших", т.е. - принести ее в жертву.
В данном случае в жертву приносятся главные научные принципы - основываться на действительных этнографических традициях, не допускать фантазий и подмены научных фактов.
Источник: Александр Варламов, д.ф.н.
Фото А.Химушин
© Ассоциация КМНС Республики Саха (Якутия)
Читайте также:
Ассоциация «Эгдьэн Мола» – жить с пользой для общества
По какому адресу пройдет онлайн форум? Где ссылки?