Чукотский национальный праздник Пэгыттын в Якутске

В новогодние праздничные дни Ассоциация чукчей / лоураветланов РС (Я) провела обряды чукотского праздника Пэгытти. В Якутии чукчи проживают в Нижнеколымском районе и по-своему называют праздник Нового года Пэгыттын.

Гости обрадовались живому оленю, ведь этот праздник связан непосредственно с оленями. Обрядовая группа провела обряды кормления огня и пожелания на сохранение и увеличение стада оленей.

Председатель ассоциации Жанна Дьячкова с Ириной Кривошапкиной сделали экскурс в чукотскую культуру, рассказали о традициях праздника Пэгыттын, исполнили песни на родном языке.

Обрядовый обед был богат на национальные блюда народов Арктики – это роскошная строганина из чокурдахского чира, былык, тыргыпат.

Золотуев Дмитрий Архипович, бывший глава поселений Черский и Колымское: «Культуру чукотского народа надо сохранять, чтобы сохранился народ, язык. Нужно привлекать молодежь в оленеводство, чтобы в будущем было кому пасти оленей».

По итогам 2020 года активисты и партнеры ассоциации были награждены благодарностями Ассоциации коренных малочисленных народов Севера РС (Я) и Ассоциации чукчей РС (Я).

 

Справка:

Пэгытти

Чукчи справляют Новый год на неделю раньше, чем весь остальной мир. Происходит это в самую длинную ночь в году — с 21 на 22 декабря. Национальный праздник называется по имени ритуальной звезды — Пэгытти (с чукотского «пёстрое скопление»), в астрологии это Альтаир в созвездии Орла. Восхождение этой звезды символизирует начало нового года: именно с этого момента световой день начинает прирастать. Они приводят за собою солнце, а за ним и тепло, оживление в природе, облегчение в промысле. В этот период дикие олени меняли направление движения с юга на север.

Готовились заранее к обряду – обучали лучших беговых оленей, подбирали тучных для священнодействия, шили пеструю, яркую, красивую одежду. Обычно обряд происходил на одном и том же месте, т.к. всю зиму стадо паслось рядом и звезды ярко светили им, помогая ночью находить кормящееся стадо, а Полярная звезда «Эӊэр» помогала найти путь в любом направлении, по ней определяли дорогу, маршруты.

По традиции праздник Пэгытти начинался с разжигания праздничного огня с помощью священной «огнивой» доски— символа домашнего очага. Причём у каждой семьи она своя. Считалось, что передавать огонь с «огнивой» доски можно только родственникам по мужской линии, иначе в дом придёт горе. Эта священная доска, наряду с амулетами и семейными бубнами, являлась материальным воплощение идеи об охране стада. Чукчи считали ее хозяином стада. Своей формой доска напоминает фигуру человека, углубления, полученные от сверления, являлись «глазами», а на «шею» доски привязывали веревку с фигурками, обозначавшими оленей. Вокруг жертвенных костров чукчи устраивали танцы и исполняли песни, желая всем добра и света.

Праздник Пэгытти был тесно связан не только с представлениями чукчей о том, что небесные светила имеют непосредственное влияние на земную жизнь, но и хозяйственным укладом – оленеводством. Обязательным элементом обрядов у чукчей были жертвоприношения. На Пэгытти чукчи наполняли салом и жиром небольшие кожаные чашки. Таким образом, северный народ старался задобрить злых духов. Считалось, что в эту ночь нельзя думать о плохом, встречать новый год нужно было только с добрыми пожеланиями. В таком случае, весь следующий год будет сулить удачу и радость. (Из материалов республиканской газеты «Илкэн»).

 

Анастасия Куличкина, вед. методист по традиционной культуре КМНС ДДН им. А.Е. Кулаковского

Фотографии предоставлены Ассоциацией чукчей РС (Я)

 

© Ассоциация КМНС Республики Саха (Якутия)

Похожие записи:
Оставьте свой комментарий!

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.



Яндекс.Метрика