Село Нелемное Верхнеколымского района Республики Саха (Якутия) является местом компактного проживания лесных юкагиров-одулов.
Нелемнинская средняя школа, расположенная на территории Сутула «Нелемнский юкагирский наслег», является центром сохранения языка и культуры юкагирского народа.
Но так было не всегда.
70-е годы… Курилов Гаврил Николаевич-Улуро Адо, поэт, ученый, общественный деятель, одним из первых осознал, что язык и культура юкагирского народа - одного из древнейших этносов северо-восточной Азии - оказались на грани исчезновения. И не просто осознал, а стал действовать. Остро поставил вопрос о преподавании родного языка как факультатива, а затем введение его как предмета в учебный план в школах Нелемного и Андрюшкино.
Факультатив по юкагирскому языку в начале 80-х годов стала вести одна из старейшин села, носительница языка Акулина Васильевна Слепцова. Директором тогда 8-летней школы была Наумова Дарья Ивановна.
В 1986 году директор школы Бушков Юрий Терентьевич и председатель сельского совета Спильная Татьяна Захаровна пригласили преподавать юкагирский язык Спиридонова Василия Константиновича. И он, бухгалтер по образованию, не имея педагогического образования и не зная методики преподавания, приступил к работе по обучению родному языку учащихся Нелемнинской средней школы. Позже в соавторстве с Ириной Николаевой создал букварь на верхнеколымском диалекте юкагирского языка.
В 1993 году, по данным Института проблем малочисленных народов Севера ЯНЦ СО РАН, из 233 юкагиров, проживающих на территории Верхнеколымского района, только 36 владели родным языком, 129 не знали языка, 60 человек – понимали; знали отдельные элементы своей национальной культуры 70% лесных юкагиров.
Как видно, языковая и этнокультурная ситуация народа была очень сложной.
Необходимость особого подхода к определению содержания и форм обучения в школах малочисленных народов Севера была заявлена в Концепции национальной школы Якутии, разработанной в 1989-1990 г г. под руководством министра образования республики Е.П. Жиркова.
Следуя этой Концепции, с нового 1993-1994 учебного года базе Нелемнинской средней школы начала работать республиканская экспериментальная площадка по теме «Формирование и развитие личности ребенка - юкагира в полиэтнической среде». Научным руководителем республиканского эксперимента стала доктор социологических наук Винокурова Ульяна Алексеевна, автор концепции юкагирской национальной школы.
Для реализации концепции национальной школы для лесных юкагиров – одулов директором школы был назначен Шадрин Вячеслав Иванович.
Научным руководителем экспериментальной методической работы стала методист Республиканского института усовершенствования учителей Оконешникова Александра Степановна, юкагирка, родом из с. Нелемное.
Практическую работу экспериментальной площадки в районе курировала заведующая управления образования Татьяна Васильевна Третьякова.
Главной задачей эксперимента стало внедрение в систему образования народных традиций, изучение языка, культуры и истории родного народа.
Экспериментальная работа школы разворачивалась в сложных условиях: отсутствовала учебная и методическая литература по обучению родному языку, преподаванию родной литературы, национальной культуры, не было должного содействия работе школы со стороны семьи и сельского социума.
Главное, работа проходила и сейчас продолжается в условиях отсутствия языковой среды, когда дети не владеют родным языком и могут изучать его только в стенах школы.
С начала эксперимента педагогическим коллективом школы под научным руководством была проделана поистине титаническая работа, школа превратилась в центр сохранения языка и культуры юкагирского народа.
Был разработан и апробирован учебный план юкагирской национальной школы. В план были включены новые учебные дисциплины, программы по которым написали учителя школы: «Юкагирский язык» (автор Спиридонов В.К.), «Национальная культура» (автор Дьячкова Е.И.), «Литература коренных народов Севера» (авторы для начальной школы Дзингалевская Т.П. и Чепрасова Е.И., автор для средней школы Наумова Д.И.), «Юкагирская мастерица» (автор Дьячкова Е.И.), «Охота и охотничьи промыслы» (автор Прокопьев Г.Г.), «Краеведение» (автор Бушков Ю.Т.), «Уроки фольклора » (автор Дьячкова И.А.), «Уроки человечности» (Дзингалевская Т.П.).
В предметы федерального цикла, таких как биология для 5-9 классов (автор Сахаровская Е.Н.), математика для 5-9 классов (автор Аянитова Е.А.), искусство для 1-6 классов (автор Дьячкова И.А.), физическая культура для 1-11 классов (автор Шалугин А.А.) были включены элементы юкагирского языка и национальной культуры, что способствовало расширению языкового пространства.
На более позднем этапе эксперимента в учебный план были введены элективные курсы, разработанные учителями школы: «География нашего края» - для учащихся 8 класса (Габышева Е.Д.), «Школа физической подготовки «Кичил» - для юношей 8-11 классов (Чепрасов М.Ю.), «Экология соболя бассейна реки Колыма» - для учащихся 8 класса (Чепрасов М.Ю.).
Ядром экспериментальной работы школы с самого начала стало преподавание юкагирского языка. Увеличилось количество часов на обучение юкагирскому языку с 1 по 11 класс: в 1 – 4 и 5 – 6 классах по три часа в неделю, в 7 – 11 классах – по два часа в неделю. В штатном расписании появилась еще 1 штатная единица учителя юкагирского языка. В школе начала работать Шадрина Акулина Егоровна, с 26-летним педагогическим стажем работы в детском саду. Позже в школу пригласили работать Демину Любовь Николаевну. Все они, носители юкагирского языка и культуры, активно включились в работу и по созданию учебных пособий, словарей, разговорников, СД-дисков с образцами живой юкагирской речи. В стороне не осталась и переводческая деятельность.
Под руководством завуча по экспериментальной работе Изабеллы Сидоровны Ивановой в 1994-1995 г г. учителем В.К. Спиридоновым была разработана учебная программа «Юкагирский язык (1 – 11 класс)», апробированная в 1996-1998 г г.
Неоценим вклад старейшин села в сохранение и развитие юкагирского языка и культуры. Это – Дьячков Николай Николаевич, Долганов Иван Павлович, Филатова Варвара Владимировна, Слепцова Акулина Васильевна, Турпановоа Мария Ивановна, Спиридонов Спиридон Константинович, Шалугин Василий Гаврильевич, Шалугин Григорий Васильевич, Шалугин Николай Ильич.
Важным в экспериментальной работе является контроль и отслеживание результатов деятельности.
Рабочая неделя начиналась с рабочих совещаний, на которых подводились итоги проделанной работы, обсуждались плюсы-минусы экспериментальных программ по учебным дисциплинам, проводилась их корректировка. По окончании каждой четверти на педсовет представлялись письменные отчеты с самоанализом. Так выявлялись причины различных затруднений, анализировалась успеваемость детей.
Анализ промежуточных и конечных результатов эксперимента все же показывает, что базовый уровень обученности детей не снизился, более того по некоторым учебным дисциплинам произошел рост показателей.
Одной из главных форм активизации учебной деятельности учащихся стала научно-исследовательская работа по литературе коренных народов Севера, национальной культуре и истории родного края, результаты которой регулярно представляются на улусных и республиканских школьных конференциях.
Стали развиваться новые формы организации внеклассной работы. Традиционным стало проведение месячника национальной культуры, в рамках которой проводятся этнокультурные праздники «Хангичэ» («Лучший охотник»), «Чахадан пайпадиэ» («Девушка с Ясачной»), научно-практическая конференция «Юкагиры: традиции и современность», спартакиада «Игры предков».
Своеобразным погружением в национальную культуру стало проведение месячников к юбилеям известных деятелей юкагирской культуры.
Активизировал творческую деятельность школьный фольклорный ансамбль «Ярхадана», ставший важной частью эксперимента.
Были реконструированы и включены в программу выступлений «Ярхаданы» многие народные обряды и ритуалы. В результате организации поисковой работы были записаны уникальные образцы песенной культуры народа, которые творчески перерабатывались и в дальнейшем представлялись публике.
Ансамбль «Ярхадана» - лауреат улусного фестиваля детского конкурса «Колымская звездочка», участник культурной программы Международных Игр «Дети Азии». Из школьного фольклорного ансамбля «Ярхадана» шагнула на профессиональную творческую сцену Ирина Дускулова – певица, исполнительница песен на юкагирском языке, автором которых является она сама.
Большое внимание стало уделяться трудовому воспитанию учащихся.
Для проведения трудовых практик была проведена корректировка учебного календаря: в первые 2 недели сентября проводится рыболовная, а во второй неделе мая - охотничья практика учащихся-мальчиков. Учащиеся-девочки занимались сбором дикоросов, целебных трав, переработкой рыбы.
Во время летних каникул стал работать эколого-лингвистический лагерь труда и отдыха для старшеклассников «Мэт лэбиэ». В это время выезжали на родовые места своих предков, вели сбор материалов по истории и культуре родного края, применяли на практике знания по традиционным промыслам. Так, мальчики учились премудростям строительства урасы-нумэ под руководством Шалугина Николая Ильича, единственного носителя этого вида материальной культуры юкагиров к тому времени. Юкагирским языком с детьми занималась Демина Любовь Николаевна, уникальный человек, понимающий свою просветительскую, подвижническую роль в спасении юкагирского языка и культуры, поэтесса, народная мастерица, создатель учебных пособий, переводчик, активный помощник ученых-филологов, этнографов, педагогов, нашей школы.
В ходе эксперимента выявилась острейшая проблема – отсутствие должного содействия работе школы со стороны семьи и сельского социума.
И дальнейшая работа уже была связана с интеграцией учебно-воспитательного процесса с деятельностью сельского социума. Так, школа стала этнокультурным центром села Нелемное. Данный проект под научным руководством кандидата педагогических наук Прокопьевой П.Е. был представлен и успешно защищен в декабре 2000 г.
По проекту «Школа-этнокультурный центр» были поставлены задачи разработки и внедрения программ изучения языка и культуры юкагирского народа через взаимодействие детского сада – школы – сельского Дома культуры, разработки и реализации программ духовного, нравственного и правового воспитания, валеологизации образования, пропаганды и внедрения здорового образа жизни с участием семьи, местной администрации, участковой больницы, общественности; разработки программы и подготовки базы профессионального обучения старшеклассников – «фермер северного хозяйства» для юношей и «мастер по пошиву меховой одежды» для девушек совместно с юкагирской общиной «Текки Одулок» и крестьянскими хозяйствами села; создания школьного аудио-визуального фонда с аудио, фото, видео и печатными материалами с образцами живой речи, фольклора и культуры юкагирского народа, углубления работы по социализации личности через дальнейшее совершенствование профориентационной работы, формирование навыков традиционного жизнеобеспечения.
Для успешного решения поставленных задач этнокультурный центр активно сотрудничает с различными учреждениями и организациями республики: начат эксперимент в детском саду под руководством НИИ НШ МО РС (Я) «Юкагирский язык для дошкольников», налажено сотрудничество с Институтом гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, НИИ НШ МО РС (Я) в разработке учебно-методических пособий, совместно с Музеем музыки и фольклора народов Якутии подготовлены и выпущены диски серии «Фольклор юкагиров Верхней Колымы» (7 шт.), совместно с Ассоциацией юкагиров и Советом старейшин юкагирского народа подготовлены и изданы учебные пособия.
Для более успешного контроля и самоконтроля регулярно проводятся анкетирования учащихся, родителей, общественности села по наиболее важным направлениям работы этнокультурного центра, по результатам которым анализируется деятельность эксперимента и проводится его корректировка.
Для более успешного контроля и самоконтроля регулярно проводятся анкетирования учащихся, родителей, общественности села по наиболее важным направлениям работы этнокультурного центра, по результатам которым анализируется деятельность эксперимента и проводится его корректировка.
Результаты анкетирования показывают огромную заинтересованность населения в дальнейшей работе в данном направлении, от селян поступает большое количество различных замечаний и предложений. Нелемчане хотят изучать традиционные промыслы, больше знать об истории, национальной культуре юкагирского народа, высказывают мнение о необходимости активной работы администрации села и СДК в деятельности школы.
В школе функционирует краеведческий музей, где выставлены уникальные экспонаты по материальной культуре народа. Школьными музеем и библиотекой совместно с сельской библиотекой и СЦЭК «Ярхадана» организовываются выставки и мероприятия по истории, литературе и культуре юкагиров.
По направлению «Детский сад – школа» проводятся занятия по юкагирскому языку. Занятия по юкагирскому языку для детского сада ведут учителя школы по причине отсутствия специалиста в детском саду. Продолжается работа по апробации учебно-методического пособия Прокопьевой П.Е. «Юкагирский (одульский) язык для дошкольников», выпущенного в 2005 г. Содержание учебного материала пособия, разработано с учетом творческого поиска учителя, что позволяет ему сознательно и творчески подходить к процессу обучения, корректировать программу и прилагать собственные усилия для успешного результата.
Также школа работает с взрослым населением села Нелемного. Проводятся курсы (рук. Дьячкова Е.И.) для желающих говорить по-юкагирски.
В школьном Фонде было собрано более 100 аудио-, видеоматериалов, записей на CD уникальных образцов «живой» речи, фольклора и культуры юкагирского народа. Пополнение Фонда происходит, в основном, за счет материалов исследователей, участников экспедиций.
Удалось преодолеть проблемы – несмотря на нехватку кадров, повысилось качество образования, что позволило выпускникам школы активно поступать и обучаться в ВУЗы и ССУЗы, получая профессиональное образование. Успешной оказалась разработанная система внеклассной работы с ярко выраженной этнокультурной направленностью. Полученные знания родного языка и культуры помогли адаптации в иноязычной (якутской среде). Изменилось отношение родителей: в 2002 г. из 34 –х родителей 33 (97 %) поддержали преподавание юкагирского языка и культуры.
С конца 1990-х годов началось качественное улучшение преподавание родного языка. В результате накопленного опыта сложилась система преподавания родного языка. Это и программа изучения языка, и методические разработки, и система успешного обучения языку. Юкагирский язык стал изучаться во всех классах,
В режим нормального функционирования вошел апробированный план внеклассной работы, по которому в течение учебного года проводятся традиционные мероприятия на родном языке. Накоплен и большой методический материал, позволяющий успешно проводить традиционные мероприятия на родном языке.
Создана единая программа обучения родному языку с детского сада и до окончания школы. Начали работать молодые педагоги, имеющие соответствующее образование и владеющие методикой обучения родным языком. Главный их недостаток – слабое владение языком – был преодолен проведением совместных занятий – практикумов разговорного языка с носителями языка.
Таким образом, сегодня лесной диалект юкагирского языка успешно преподается в школе – дети имеют возможность получить необходимый минимум родного языка.
С 2001 г. юкагирский язык был включен в список обязательных школьных экзаменов. В целях поощрения и стимулирования изучения родного языка тогда же стали вручаться ежегодные стипендии лучшим учащимся – знатокам юкагирского языка по ступеням обучения, средства на которые предоставлялись спонсорами школы. Учащиеся школы неоднократно становились победителями республиканских олимпиад по языкам коренных малочисленных народов Севера.
Школа также тесно сотрудничала с международной организацией ЮНЕСКО. В 2007 г. школа включилась в реализацию проекта ЮНЕСКО «Содействие сохранению юкагирского языка и традиций посредством укрепления ресурсов образовательных учреждений в местах компактного проживания в РС (Я)». В рамках проекта была приобретена цифровая техника для сбора языкового, фольклорного и этнографического материалов (диктофон, видеокамера), записаны на цифровые носители мастер-классы носителей юкагирского языка и традиций, произведения народного фольклора (около 8 ч. видео, 4 ч. аудио материалов). Мероприятия, проводимые по проекту ЮНЕСКО, позволили впервые вовлечь школьников в работу по сбору и расшифровке фольклорных материалов, придать процессу обучения родному языку личностный характер путем прямого общения учащихся с носителями юкагирской культуры.
С 2012 года школа стала работать по новому учебному плану, который был принят на основе Примерного учебного плана, утвержденногоПриказом Министерства образования РС (Я) № 01-16/4230 от28.08.2012 г. «О Примерном учебном плане для общеобразовательных учреждений коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия) с 2012-2013 учебного года». Согласно этому плану на обучение юкагирскому языку предусмотрено в начальной школе (1 – 4 кл.) – 8 ч. (по 2 ч. в каждом классе), в среднем звене (5 – 9 кл.) – 15 ч. (по 3 ч.) и в старшем звене (10-11 кл.) – 6 ч. (по 3 ч.).
Определенным отражением сложившейся ситуации с юкагирским языком является кадровый состав учителей родного языка. В начальный период занятия вели знатоки родного языка А.Е. Шадрина и В.К. Спиридонов, не имевшие специального педагогического филологического образования. Непродолжительное время в начальный период уроки вела и Л.Н. Демина. Позже к преподаванию языка привлекался Николай Ильич Шалугин.
В конце 1990-х годов в школу пришла квалифицированный учитель родного языка – Александра Егоровна Прокопьева, закончившая Институт народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена. Качество обучения повысилось, расширился методический инструментарий преподавания родного языка.
В последние десять лет занятия по юкагирскому языку ведут Светлана Васильевна Шалугина и Алена Николаевна Миронова, которые не являются носителями языка. В начальный период своей педагогической деятельности они широко практиковали привлечение носителей языка при обучении родному языку. К сожалению, в настоящее время носителей юкагирского языка и культуры в селе не осталось. Тем не менее, накопленный методический материал, опыт, опубликованный в статьях, сборниках, СМИ, тесное сотрудничество с научным руководителем школы П.Е. Прокопьевой позволяют достигать хороших результатов.
В 2014 году был введен единый республиканский экзамен (ЕРЭ) по языкам коренных малочисленных народов Севера, в т.ч. и по лесному юкагирскому языку. В отличие от других школ, ЕРЭ по юкагирскому языку стал обязательным для выпускников 9 и 11 классов Нелемнинской СОШ им. Текки Одулока. Анализ результатов ЕРЭ за прошедшие годы позволяет выявить основные проблемы преподавания языка и наметить содержание курсов повышения квалификации для учителей родного языка.
Итак, прошло 25 лет со дня образования юкагирской национальной школы, ставшей центром официального и неофициального образования.
В 1994 году школа была наделена статусом национальной, в 1995 году стала базовой по изучению юкагирского языка. В 1996 году Нелемнинской средней школе было присвоено имя Спиридонова Николая Ивановича – Текки Одулока, основоположника юкагирской литературы, первого ученого из северян.
На сегодняшний день из числа лесных юкагиров носителями родного языка являются 5 чел. (в Нелемном носителей не осталось), владеют разговорным языком 17 человек, основы юкагирского языка с 1993 г. изучили более 120 выпускников Нелемнской средней школы имени Текки Одулока.
Это позволяет говорить о том, что сложилась система обучения юкагирскому языку и культуре в условиях фактического отсутствия языковой среды во внешкольной среде.
Сейчас важно не потерять то новое, особенное, что создано. Ученик из объекта превратился в субъект процесса обучения: он стал не только его активным участником, соавтором всех учебных программ и пособий, но и проводником, пропагандирующим полученные знания и приобщающим семью к процессу сохранения языка и культуры, а в перспективе и возрождению народа.
Для успешного развития юкагирской школы, на которую в условиях современной, крайне неблагополучной языковой и этнокультурной ситуации, возложены большие обязательства, необходимы:
1) создание учебных программ по юкагирскому языку, определяющих объем знаний и содержащих требования к уровню подготовки для каждого класса;
2) разработка научно-методических основ обучения юкагирскому языку;
3) системная разработка учебников по юкагирскому языку;
4) стимулирование работы учителей по созданию учебников и учебно-методических пособий посредством грантов, поощрительных выплат;
5) издание иллюстрированных книг для чтения на юкагирском языке; в том числе для воспитанников детского сада;
6) разработка и издание учебной литературы по юкагирскому языку и культуре, предназначенной для взрослого населения;
7) внедрение новых методик для обучения языку, включая технологии интенсивного обучения и «языкового гнезда».
Юкагирская национальная школа состоялась! Юкагирский язык и культура спасены!
Хочется выразить благодарность всем, кто внес вклад в сохранение и возрождение юкагирского языка и культуры, за подвижнический, просветительский труд: научному руководителю РЭП «Воспитание и развитие личности ребенка-юкагира в полиэтнической среде» доктору социологических наук Винокуровой У.А., Оконешниковой А.С., доктору педагогических наук Третьяковой Т.В., научному руководителю РЭП «Школа-этнокультурный центр села» кандидату педагогических наук Прокопьевой П.Е., кандидату филологических наук Прокопьевой А.Е., сотруднику ИГИ и ПМНС СО РАН, председателю Совета старейшин юкагиров Шадрину В.И., кандидату исторических наук Жуковой Л.Н., директору Тулагинской средней школы Ивановой И.С.; автору учебных пособий по родному языку и культуре, переводчику Деминой Л.Н., доктору филологических наук Курилову Г.Н., художнику, писателю, общественному деятелю Курилову Н.Н., директору Нелемнинской школы Бушкову Ю.Т., зам. директора по экспериментальной работе МКОУ НСОШ Дьячковой Е.И., Бушковой Р.В., Прокопьеву Г.Г., Дзингалевской Т.П., Чепрасовой Е.И., Сахаровской Е.Н., Аянитовой Е.А., Шалугину А.А., Дьячковой И.А., кандидату биологических наук Чепрасову М.Ю., Габышевой Е.Д.. Мироновой А.Н., Шалугиной С.В., Дускуловой И.А., Прокопьеву Е.Е., анидже Суктула «Нелемнинский юкагирский наслег» Солнцеву А.А., Дьячковой М.И., всем педагогам, работникам, родителям, учащимся школы разных лет, объединенным под сенью большой семьи под названием «Нелемнинская юкагирская национальная школа».
Людмила Егоровна Шадрина, директоо Нлемнинской юкагирской национальной школы
Фото из сайта Школы
© Ассоциация КМНС Республика Саха (Якутия)
Читайте также:
По какому адресу пройдет онлайн форум? Где ссылки?