Благодаря требованиям жителей села Тяня, оленеводов наслега и активистов коренных народов Севера, 9 июня, представители общественности смогли посетить участки «Таборный» и «Гросс» в Олекминском районе Якутии, где ведутся добыча золота. Надо отметить, что в таком составе общественность и представители местных властей смогли посетить рудники впервые за все годы промышленного освоения.
Рудник Таборный
В поездке участвовали уполномоченный по правам КМНС РС (Я) Константин Роббек, заместитель главы Олекминского района Евгений Березин, вице-президент АКМНС Якутии Вячеслав Шадрин, глава Тянского наслега Алексей Николаев и другие.
Вячеслав Шадрин, вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия):
– Впечатления противоречивые, порой удручающие. Так, мы увидели огромный объем проводимых работ. Убедились, после завершения всех недропользовательских проектов, эти земли вряд ли можно будет восстановить в ближайшие 100 лет минимум. Безусловно, нам показали те природоохранные меры, которые предпринимает компания, в частности в связи с обеспокоенностью местного населения, чтобы отходы при методе кучного выщелачивания не попали в ручьи, в водосборную систему реки Токко. Да, компания пытается соблюдать экологические стандарты, технику безопасности.
Озеро Усу
Однако меня не покидают ощущения тревоги, которые я чувствовал, когда посещал угольные поля Нерюнгринского разреза, алмазные кратеры Мирного, не представлял, что масштаб работ сопоставим. Это зияющие раны земли. К сожалению, не хватает защитных механизмов, которые могли бы остановить эти работы. Понятно, почему местное население против. Это реальный вызов.
Да, после многих конфликтных ситуаций и требований коренных жителей, компания «Нордголд», по словам представителей горнорудного предприятия, готова идти навстречу требованиям населения, например, заключить соглашение с общинами, с наслегом несмотря на то, что соглашение будет с республикой. Наконец-то, мы увидели и начали обсуждать реальные шаги участия компании в социально-экономическом развитии района и села. С другой стороны, мы воочию убедились, какой негативный эффект будет для природы, какие масштабы воздействия. Поэтому необходимо добиваться, чтобы деятельность больше не расширялась. Ясно, что реализация промышленных проектов должна сопровождаться общественным мониторингом, беспрепятственным доступом к контролю всех экологических мероприятий, что является главным условием для снятия напряженности и недоверия.
Метод кучного выщелачивания — опрыскивание раствором
Населению надо самим участвовать в отслеживании, контроле, без этого все теряет смысл, так договорились о ежеквартальном участии представителей села Тяня в заборе проб воды с озера Усу и притоков реки Токко, наравне с компанией направлять их для анализа в лаборатории города Якутска, а не только получать уже готовые результаты.
Как я отметил на встрече по завершению визита, раньше мы встречались по негативным поводам. Теперь надо начинать конструктивный диалог и чаще встречаться.
Карьер Нордголд
Отметим, ранее СМИ республики достаточно активно писали о том, как золотодобывающая компания игнорировала интересы якутян. Благодаря приданию огласке компания начала вести диалог: тянцы надеятся, что «Нордголд» будет впредь сама инициировать конструктивные меры поддержки традиционного природопользования и бытования населения, а не заниматься формальным пиаром для галочки. Как говорят местные жители «доверие золотари не оправдали».
Текст: Григорий Семенов
Фото: В. Шадрин, Т. Романова
Источник: SakhaLife
© Ассоциация КМНС Республика Саха (Якутия)
Ссылки по теме:
Жители олекминского села Тяня: Мы против разработки нового месторождения золота
По какому адресу пройдет онлайн форум? Где ссылки?